Главная » 2024»Август»24 » Гракх-Бабёф из "Списка лиц, коим положено поставить монументы в г. Москве и других городах РСФСР"
16:00
Гракх-Бабёф из "Списка лиц, коим положено поставить монументы в г. Москве и других городах РСФСР"
Штрихи к портрету В. И. Ленина.
«Полтора часа в кабинете В. И. Ленина» рисует обстановку одного из обычных заседаний Советского Правительства летом 1918 года.Обсуждение "Списка лиц, коим положено поставить монументы в г. Москве и других городах РСФСР"
***
Революционное движение, которое началось в 1789 г. в Социальном кружке, которое в середине своего пути имело своими главными представителями Леклера и Ру и, наконец, потерпело на время поражение вместе с заговором Бабёфа, — движение это вызвало к жизни коммунистическую идею, которая после революции 1830 г. снова введена была во Франции другом Бабёфа Буонарроти. Эта идея, последовательно разработанная, и есть идея нового мирового порядка.
К. Маркс
Французская революция — только предвестница другой, которая будет и величественнее и торжественнее. И эта революция будет последней.
«Манифест равных»
Е.Андреева
Заговор равных. Бабеф
Одним из ярых борцов за республику был Бабеф, который с первых дней революции принимал в ней горячее участие, а после смерти Робеспьера возглавил группу революционеров, разочарованных в буржуазной демократии. Они поставили перед собой задачу революционного преобразования в духе коммунизма, потому что буржуазная революция не принесла освобождения трудящимся.
Для Бабефа история человечества была борьбой между богатыми и бедными. Он сам испытал в своей жизни все невзгоды и ужасы нищеты и более чем кто-либо из выдающихся революционеров был призван отстаивать право угнетенного, обманутого народа.
С самого начала французской революции Бабеф выступал против буржуазии, стремясь больше всего помочь деревенской бедноте и рабочим. По ложному обвинению Бабефа арестовали и посадили в тюрьму. Ему удалось добиться оправдания, но выпустили его только в 1795 году, после казни Робеспьера, когда у власти была новая разбогатевшая буржуазия, равнодушная к нуждам народа.
Новое буржуазное правительство называлось Директорией. В противовес ему Бабеф создал «Тайную директорию», целью которой было свержение буржуазии и установление коммунистического строя.
Бабеф отлично понимал, что буржуазная революция только заменила одну группу насильников другой. Он считал совершенно необходимым, чтобы за этой революцией последовало восстание бедноты. Для подготовки восстания Бабеф организовал со своими друзьями клуб «Пантеон» и строго законспирированную организацию «Заговор во имя равенства», или «Заговор равных», которая имела своих агентов среди рабочих и солдат.
Кроме того, Бабеф начал издавать газету, в которой писал, что народ по-прежнему проливает свой пот и кровь, а кучка богачей по-прежнему собирает их в золотые сосуды.
Бабувисты (последователи Бабефа), считая себя представителями всех угнетенных, предполагали сразу же после захвата власти удовлетворить потребности бедноты, чтобы этим привлечь ее на свою сторону и найти в ней опору. Они выработали «Акт восстания», в котором были указаны все мероприятия, необходимые при захвате власти: народ возьмет в свои руки казначейство, почту, магазины со съестными припасами, которые будут вынесены на улицы для раздачи народу. Булочные будут обязаны печь хлеб для бесплатной раздачи населению, а булочникам затем будет заплачено по предъявленным счетам. Вещи, заложенные в ломбарде, немедленно возвращаются народу бесплатно; имущество эмигрантов, заговорщиков и всех врагов народа будет безотлагательно распределено между защитниками отечества и бедными, которых поселят в домах заговорщиков и снабдят мебелью.
Коммунисты до французской революции не задумывались над решением практического вопроса, где и в ком найти опору в первые же дни после захвата власти. Бабувисты же впервые задумались над этим и указали, как это разрешить. Второй не менее важной задачей, которая также требовала быстрого решения, было обезвреживание своих врагов. Надо было, не теряя времени, «железной рукой подавить всех противников». Для этого рекомендовалось отобрать их имущество и немедленно предать суду народа.
Затем бабувисты разработали план организации республики трудящихся с явным преимуществом для лиц физического труда. В эту республику войдут все желающие работать сообща на коммунистических началах и сообща пользоваться плодами совместного труда. Эта коммунистическая община, или национальная коммуна, будет расти, развиваться и постепенно поглощать всех остальных людей, превращаясь понемногу в одно национальное целое.
А те, которые не войдут в эту коммуну и сохранят частное хозяйство, будут считаться иностранцами и останутся политически бесправными. Коммуне будут переданы все национальные и отобранные у врагов революции имущества, а также имущества тех, кто захочет добровольно отдать его коммуне. Люди, не вошедшие в коммуну, должны ей платить налог продуктами своего труда. Налог будет настолько тяжел, что это должно подталкивать собственников на отказ от своего имущества и на вступление в коммуну.
Бабеф говорил, что французская революция не доведена до конца, потому что ничего не сделано для обеспеченья народного счастья и сделано все, чтобы снова заставить народ проливать пот и кровь. Он считал, что революцию надо сделать народной, но еще не понимал борьбы классов, не говорил о буржуазии и пролетариате.
Бабувизм был первым коммунистическим учением практического характера, многие положения которого перешли по наследству к научному коммунизму.
Бабёф в тюрьме. Из альбома «Gallerie historique de la Revolution francaise»
Однако тщательно подготовленный план вооруженного восстания был сорван. Провокатор, проникший в ряды бабувистов, выдал его правительству. Все руководители заговора были арестованы в 1796 году. Их посадили в железные клетки и перевезли из Парижа в город Вандом, где несколько месяцев продолжался над ними суд.
Бабефа и его друга Дартэ приговорили к смертной казни. Накануне оба приговоренных пытались заколоть себя кинжалом, который сын Бабефа передал ему при свидании, но неудачно. Их казнили в мае 1797 года.
При Наполеоне I все оставшиеся в живых бабувисты и якобинцы были отправлены в ссылку на острова Индийского океана, где вскоре погибли от тропической лихорадки. Но идеи Бабефа продолжали жить. Один из его друзей написал книгу, в которой рассказал о взглядах и движении бабувистов. Эти взгляды стали распространяться среди французских рабочих. Бабеф не выделял рабочего класса, он говорил о бедноте вообще; в его время пролетариат еще был слаб и плохо организован, потому что не было крупной механизированной промышленности. Поэтому и некому было в то время возглавить движение за коммунизм. Но, во всяком случае, Бабеф был первым, кто говорил о необходимости революции для свержения буржуазии и о необходимости диктатуры бедноты, чтобы построить коммунизм.
Перед казнью Бабеф написал своей семье: «Добрый вечер, друзья мои! Я готов к тому, чтобы погрузиться в вечную ночь... Не думайте, что я сожалею о том, что пожертвовал собой во имя самого прекрасного дела! .. Приятно, по крайней мере, умирать с такой чистой совестью, как у меня...»
Бабёф (Babeuf) Гракх (настоящее имя Франсуа Ноэль) (23.11.1760, Сен-Кантен, — 27.5.1797), французский революционный коммунист-утопист, руководитель движения "во имя равенства" во время Директории. Родился в бедной семье бывшего солдата. В 1780 стал архивистом-февдистом (юристом). Окружавшая Бабёфа социальная действительность внушила ему страстную ненависть к феодальному строю. Знакомство с идеями Руссо и Мабли (позднее Морелли) превращают Бабёфа в убеждённого сторонника общества "совершенного равенства", в котором отсутствует частная собственность. Уже в 1785 Бабёф разработал план создания "коллективных ферм" вместо крупных земельных владений. Активный участник революции в Пикардии, Бабёф, не теряя из виду свой конечный идеал, с присущим ему политическим чутьём стремился использовать такие события повседневной борьбы, которые могли бы активизировать народные массы.
В 1790 за организацию движения против уплаты косвенных налогов Бабёф был заключён в парижскую тюрьму, откуда его освободили при содействии Ж. П. Марата. В последующие годы Бабёф выдвинул смелую аграрную программу — полная ликвидация феодальных прав без выкупа, уничтожение крупной земельной собственности, распределение в долгосрочную аренду конфискованных церковных имуществ вместо распродажи, раздел общинных земель и, наконец, "аграрный закон", идею которого Бабёф сформулировал ещё в книге "Постоянный кадастр" (1789).
В 1791 Бабёф, в связи с бегством короля, выступил за установление республики. В 1793 работал секретарём продовольственной администрации Парижской Коммуны.
Автограф Бабёфа. Служебная записка на бланке департамента снабжения и продовольствия парижского муниципалитета
На протяжении всей революции Бабёф последовательно отстаивал интересы неимущих классов, в особенности тех слоев мануфактурного пролетариата, проживавших ещё в деревне, для которых главным источником существования уже становилась заработная плата. Бабёф критиковал якобинский Конвент и даже Марата за недостаточное внимание к вопросу о "благосостоянии неимущего класса". Опыт якобинской диктатуры и деятельность по распределению продовольственных ресурсов столицы убедили Бабёфа в практической возможности осуществления "общества совершенного равенства".
В конце 1793—94 по ложному обвинению в подлоге Бабёф находился в заключении. Освобожденный ко времени 9 термидора, он через несколько недель становится убеждённым противником термидорианского Конвента, выступает против него в своей газете "Журналь де ла либерте де ла пресс" ("Journal de la liberte de la presse"), переименованной вскоре в "Трибюн дю пёпль" ("Le Tribun du peuple"). В феврале 1795 Бабёф вновь подвергся аресту. Освобожденный по амнистии (октябрь 1795), он возобновляет издание "Трибюн дю пёпль" и становится вместе с Ф. Буонарроти, О. А. Дарте, Ш. Жерменом и другим организатором и руководителем коммунистического движения "во имя равенства". Весной 1796 возглавляет "Тайную повстанческую директорию" и подготовляет народное выступление. В результате предательства одного из участников движения Гризеля все его руководители были арестованы. Бабёф по приговору суда в Вандоме был казнён.
Бабёф и его сторонники бабувисты занимают видное место в ряду предшественников научного коммунизма. На основании опыта революции Бабёф пришёл к выводу о невозможности немедленного осуществления "чистой демократии" и необходимости установления временной революционной диктатуры в период перехода от старого общества к коммунистическому. Признание необходимости диктатуры явилось одной из важнейших черт идейного наследия бабувизма.
Бабёф и его сторонники намечали в случае успеха восстания проведение ряда экономических мероприятий в целях немедленного улучшения положения масс и выдвигали план создания "национальной коммуны", которая должна была вытеснить частное хозяйство. Слабой стороной их взглядов являлась "грубая уравнительность", осужденная Марксом и Энгельсом. В целом Маркс и Энгельс высоко оценивали роль Бабёфа и в "Манифесте Коммунистической партии" охарактеризовали его сочинения как литературу, которая "... выражала требования пролетариата..." (Соч., 2 изд., т. 4, с. 455).
Соч.: Correspondance de Babeuf avec l'Academie d'Arras (1785—1788).... P., 1961; Pages choisies de Babeuf recueillies... par. М. Dommanget, P., 1935.
Лит.: Французский ежегодник, 1960, М., 1961, с. 5—278; Буонарроти Ф., Заговор во имя равенства, пер. с франц., [2 изд.], т. 1—2, М., 1963; Волгин В. П., Французский утопический коммунизм, М., 1960: Далин В., Гракх Бабеф накануне и во время Великой французской революции (1785-1794), М., 1963; Advielle V., Histoire de Gracchus Babeuf et du babouvisme, v. 1—2, P., 1844; Babeuf et les problemes du babouvisme. P., [1963]; Daline V., Saitta A., Soboul A., Inventaire des manuscrits et des imprimes de Babeuf. P., 1966; Dommanget М., Babeuf et la conjuration des Egaux, P., 1969.