«МАРКСИЗМ И ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ» — гениальное произведение творческого марксизма, написанное И.В.Сталиным в 1950 г. в связи с дискуссией в «Правде» по вопросам языкознания.
В этом произведении товарищ Сталин подверг глубокой критике антимарксистское учение Марра о языке, ориентировавшее в ложном направлении советское языкознание.
Исходя из основных положений диалектического и исторического материализма, товарищ Сталин всесторонне обосновал и развил марксистско-ленинскую теорию языкознания, сделал новый выдающийся вклад в научную сокровищницу марксизма, создал единственно научную теоретическую основу для дальнейшей разработки насущных проблем языкознания и языкового строительства в СССР, обогатил новыми положениями марксистско-ленинскую теорию развития языка и национальной культуры при социализме и коммунизме.
Основные установки Марра о том, будто язык есть надстройка над экономическим базисом, что язык имеет классовый характер и его развитие происходит якобы в форме периодических взрывов, что язык есть не средство общения между людьми, а орудие борьбы одного класса против другого, и другие подобные им немарксистские, вульгаризаторские установки мешали правильно решить основные вопросы языкознания.
Товарищ Сталин показал, что язык не есть надстройка. В отличие от надстройки, которая изменяется вместе с экономическим базисом и является продуктом одной эпохи, язык
«живёт несравненно дольше, чем любой базис и любая надстройка», он «является продуктом целого ряда эпох, на протяжснии которых он оформляется, обогащается, развивается, шлифуется».
В отличие от надстройки, которая связана с производством лишь косвенно, посредством базиса, язык, учит И. В. Сталин,
«отражает изменения в производстве сразу и непосредственно, не дожидаясь изменений в базисе».
В свете такого — единственно научного — определения сущности языка становится совершенно ясно, как ошибочно и вредно относить язык к явлениям классового порядка.
Попытка Марра и его учеников объявить язык классовой категорией противоречит марксистскому пониманию нации, ибо одним из характерных признаков нации является общность языка.
Товарищ Сталин раскрыл и обосновал законы развития языка. И. В. Сталии отверг никчемную и противоречащую фактам теорию Марра о стадиальности, согласно которой старый язык на той или иной ступени внезапно, путем взрыва исчезает, а на его месте возникает новый язык, якобы соответствующий новому экономическому базису.
«Марксизм, — учит товарищ Сталин, — не признаёт внезапных взрывов в развитии языка, внезапной смерти существующего языка и внезапного построения нового языка».
И.В.Сталин раскрыл законы взаимодействия различных языков в прошлом, показал, как будет происходить процесс слияния языков в один общий язык в будущем, коммунистическом обществе.
Труд И. В. Сталина о языкознании указал ясный путь советской науке о языке и подвел глубокий теоретический фундамент под практику языкового строительства в нашей стране — одного из важнейших звеньев строительства советской социалистической культуры.
Он развенчал вредные взгляды на отношение к языковому наследию, показал, что «учение» Марра, отрицающее преемственность в развитии языка, — одна из разновидностей пролеткультовского и рапповского вульгаризаторства.
Разрабатывая марксистские основы науки о языке, товарищ Сталин творчески развил целый ряд вопросов диалектического и исторического материализма.
Товарищ Сталин дал исчерпывающе точное и ясное определение базиса как экономического строя общества на данном этапе его развития. Определяя надстройку как политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения, товарищ Сталин впервые в марксистской литературе в столь развернутой форме характеризует особенности надстройки:
- во-первых, с изменением и ликвидацией базиса изменяется и ликвидируется соответствующая ему надстройка,
- во-вторых, будучи порождена базисом, надстройка активно содействует ему, помогает новому строю укрепиться, победить старый строй,
- в-третьих, надстройка не связана непосредственно с производством, с производительными силами, а связана с ними косвенно, через посредство экономического базиса.
Характеристика экономического базиса и надстройки и их взаимоотношения, данная в работе И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», является ценным вкладом в теорию исторического материализма. Она дает критерии, позволяющие ясно решить вопрос о том, что необходимо отнести к надстройке и что не может считаться надстройкой. Она показывает истинное взаимоотношение между производством, экономическим базисом и надстройкой и помогает преодолеть имеющие еще хождение вульгаризаторские взгляды на этот счет.
Огромное значение имеет указание товарища Сталина по вопросу о диалектическом законе перехода от старого качества к новому. Критикуя марровскую теорию о развитии языка путем взрывов, товарищ Сталии показывает, что
«закон перехода от старого качества к новому путём взрыва неприменим не только к истории развития языка, — он не всегда применим также и к другим общественным явлениям базисного или надстроечного порядка».
Скачок как внезапный взрыв существующего и замена его новым обязателен лишь для общества, состоящего из антагонистических классов, например при переходе от капиталистического строя к социалистическому строю.
Но скачок в форме взрыва, учит И. В. Сталин,
«вовсе не обязателен для общества, не имеющего враждебных классов».
В качестве примера товарищ Сталин приводит такой скачок в развитии советского общества, как коллективизация — переворот, совершившийся путем постепенного перехода от старого к новому.
Из этого положения товарища Сталина нужно сделать вывод, что в условиях советского общества скачки при переходе от старого качества к новому имеют своеобразный характер, глубоко отличающий их от скачков в старом, антагонистическом обществе. Это своеобразие заключается в том, что в СССР переход от старого к новому потерял форму взрыва, политической революции.
В работе И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» нашел свое дальнейшее развитие также вопрос об историческом подходе к действительности.
Эта работа наносит удар по догматизму и талмудизму в анализе общественных явлений.
«Марксизм не признаёт, — указывает товарищ Сталин, — неизменных выводов и формул, обязательных для всех эпох и периодов. Марксизм является врагом всякого догматизма».
И. В. Сталии показывает, какое значение в теории имеет не догматический, а творческий, исторический подход к явлениям. В качестве примеров товарищ Сталин приводит вопросы о построении социализма в одной стране и судьбе государства после победы социализма в одной стране при сохранении капиталистического окружения, показывает, как надо ставить эти вопросы, подходя к ним исторически.
Такой же исторический подход, указывает И. В. Сталин, нужен в понимании вопроса о скрещивании языков (в эпоху до победы социализма в мировом масштабе) и вопроса о слиянии языков (в эпоху после победы соцнализма во всемирном масштабе).
Труд И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» имеет огромное значение для марксистской теории познания.
Товарищ Сталии показал, что нельзя разрывать, как это делал Марр, язык и мышление. Представить мышление вне языка — значит попасть в болото идеализма. Язык есть «природная материя» мышления, и мышление может существовать лишь на базе языка.
«Реальность мысли проявляется в языке. Только идеалисты могут говорить о мышлении, не связанном с «природной материей» языка, о мышлении без языка» (Сталин).
Это положение товарища Сталина вооружает в борьбе как против тех идеалистов, которые превращают мысль в пустой призрак, изолируют ее от реальной объективной действительности, отражением которой она на деле является, так и против тех идеалистов, которые превращают язык в нечто самодовлеющее и сознательно смазывают тот факт, что язык тесно связан с мышлением, регистрирует и закрепляет работу мышления.
В современной реакционной англоамериканской философии широкое распространение имеет так называемая семантическая теория, которая коренную противоположность классовых мировоззрений и идеологий, противоположность материализма и идеализма сводит к языку, к «неточности» языковых терминов и выражений и т. п. Подобным приемом буржуазные реакционеры в философии пытаются отстоять безнадежное дело идеализма.
Положение товарища Сталина о том, что нет мышления без языка, что язык регистрирует и закрепляет в словах и в соединении слов в предложения результаты работы мышления, равоблачает шарлатанские фокусы буржуазных философов.
В работе И. В. Сталина показана тесная связь между философским учением о познании и наукой о языке, значение языка для теории познания.
В своем труде товаршд Сталин подчеркнул значение дискуссий и борьбы мнений в развитии науки.
«Общепризнано, — указывает И. В. Сталин, — что никакая наука не может развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики».
Это положение является конкретизацией и применением общего закона, действующего в советском обществе, — закона развития путем критики и самокритики — к научному познанию.
Опыт проведения философской дискуссии, дискуссии по вопросам учения Павлова, дискуссии о языке и др. показывает, каким плодотворным методом для развития науки является борьба мнений, свобода критики — критики всего того, что тормозит движение науки вперед.
Труд И. В. Сталина «Марксизм и вьпрэсы языкознания» вооружил советских ученых в их борьбе за новые успехи советской науки и культуры, осветил пути развития национальных культур и языков народов всех стран.
1951
Читать
Том 16
МАРКСИЗМ и ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
ОТНОСИТЕЛЬНО МАРКСИЗМА в ЯЗЫКОЗНАНИИ
|