Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1423 |
Дата: 06.06.2024
|
Кинотеатр Спутник - СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ
|
Многие, так же как и я,
посещали сей фонтан; но
иных уже нет, другие
странствуют далече.
Сади
Гирей сидел потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
Всё было тихо во дворце;
Благоговея, все читали
Приметы гнева и печали
На сумрачном его лице.
Но повелитель горделивый
Махнул рукой нетерпеливой:
И все, склонившись, идут вон.
Один в своих чертогах он;
Свободней грудь его вздыхает,
Живее строгое чело
Волненье сердца выражает.
Так бурны тучи отражает
Залива зыбкое стекло.
Что движет гордою душою?
Какою мыслью занят он?
На Русь ли вновь идет войною,
Несет ли Польше свой закон,
Горит ли местию кровавой,
Открыл ли в войске заговор,
Страшится ли народов гор,
Иль козней Генуи лукавой?
Нет, он скучает бранной славой,
Устала грозная рука;
Война от мыслей далека.
Ужель в его гарем измена
Стезей преступною вошла,
И дочь неволи, нег и плена
Гяуру сердце отдала?
Нет, жены робкие Гирея,
Ни думать, ни желать не смея,
Цветут в унылой тишине;
Под стражей бдительной и хладной
На лоне скуки безотрадной
Измен не ведают оне. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1301 |
Дата: 06.06.2024
|
Кинотеатр Спутник - БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН
|
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную воблу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь рознь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье».
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До́ светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет, Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1423 |
Дата: 06.06.2024
|
Кинотеатр Спутник - СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ
|
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
ПЕСНЬ ПЕРВАЯ
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1371 |
Дата: 06.06.2024
|
Кинотеатр Спутник - РУСЛАН И ЛЮДМИЛА
|
6 июня 1799 родился величайший русский поэт, драматург и прозаик, критик и теоретик литературы, историк, публицист, один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века — АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
Пушкин помогает понять, что содержание подлинного произведения искусства вообще редко исчерпывается тем, чем оно, это содержание, занято по видимости, по сюжету или теме, но еще имеет свои глубинные слои, которые не вдруг и обнаруживаются.
Для нас наследие Пушкина обладает высочайшей эстетической и этической ценностью. Оно является нерушимым основанием нашей литературы, которая оказала самое непосредственное влияние на развитие общественной мысли и революционных идей в России, и не только в России. Ее исключительно сосредоточенный интерес к человеку во всех сложностях его общественного бытия, ее страстная проповедь понятий справедливости и человеческого достоинства заставили одного из самых крупных западных художников XX века Томаса Манна с благоговением назвать ее «святой литературой».
В Пушкине начало того реализма русской литературы, которому впоследствии выпала такая большая историческая судьба. Пушкин как бы вобрал в себя весь реализм русского народного взгляда на жизнь, его «живописный способ выражения и веселое лукавство ума», говоря словами самого поэта. Его поэзия дорога нам тем, что ничто человеческое ей не чуждо, потому что коммунистическое – это и есть человеческое, только не мнимое, а подлинное, освобожденное от всего того, что мешает ему явиться во всей своей красе и жизненности.
Власть музы Пушкина над эстетическими вкусами и симпатиями миллионов людей всех поколений нашего общества так обширна и велика, что характеризовать ее можно, пожалуй, лишь при помощи слов, хотя и прикрепленных в последние годы исключительно к известным отрицательным явлениям, но совсем по-другому звучащих в данном случае, – культ Пушкина. Я не говорю: культ личности Пушкина, потому что его личность – это его поэзия и, наоборот, его поэзия – это его необычайная по силе творческого взлета личность.
И да будет жив этот светлый дух любви к поэзии Пушкина, ее благоговейного почитания среди нас как символ национальной гордости, как знак высокого достоинства народа – культ, последствия которого были и будут только благотворными и прекрасными. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1899 |
Дата: 06.06.2024
|
Кинотеатр Спутник - Юность поэта. Поэт и царь. Последние дни. Александр Пушкин (портрет)
|
Написанная не для печати, зачисленная редакцией в разряд «отверженных» произведений, поэма Вольтера (1694-1778) «Орлеанская девственница» явилась одним из самых блестящих антирелигиозных памфлетов, какие только знала мировая литература.
В легкомысленные образы облекает она большое общественное содержание. Яркие, кипучие, дерзкие стихи ее не только не потеряли своего звучания в наше время, но, напротив, получили большой резонанс благодаря своему сатирическому пафосу.
Для своей поэмы Вольтер использовал один из драматических эпизодов Столетней войны между Францией и Англией – освобождение Орлеана от осаждавших его английских войск. Замысел поэмы возник, очевидно, в 20-е годы XVIII в. Работал над ней Вольтер медленно, с большими перерывами. Первые песни были написаны к началу 30 – концу 40 гг.
Первое анонимное франкфуртское издание «Орлеанской девственницы» датируется 1755 г. В текст этого издания было вставлено много фривольных строк и эпизодов, искажены отдельные мысли, что очень возмутило Вольтера. Второе анонимное издание, предпринятое в Париже в 1756 г., также пестрело инородными вставками. По совету друзей поэт отказался поставить свое имя на книге. Поэма была издана в 1762 г. у братьев Крамеров в Женеве, в таком виде она переиздавалась несколько раз. Для этого издания поэт заметно смягчил сатиру на священнослужителей. Тем не менее сразу же после выхода «Орлеанская девственница» была занесена в «Индекс запрещенных книг».
ПЕСНЬ ПЕРВАЯ
//-- Нежная любовь КарлаVII и Агнесы Сорель. Осада Орлеана англичанами. Явление святого Дениса и пр. --//
Я не рожден святыню славословить,
Мой слабый глас не взыдет до небес,
Но должен я вас ныне приготовить
К услышанью Иоанниных чудес.
Она спасла французские лилеи.
В боях ее девической рукой
Поражены заморские злодеи. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 2125 |
Дата: 06.06.2024
|
|
Глинка Михаил Иванович [20.5(1.6).1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского района Смоленской обл., — 3(15).2.1857, Берлин], русский композитор. Основоположник русской классической музыки.
Родился в помещичьей семье. С 1817 жил в Петербурге. Учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище (его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер). Брал уроки игры на фортепиано у Дж. Филда и Ш. Майера, на скрипке — у Ф. Бёма; позднее учился пению у Беллоли, теории композиции — у З. Дена.
В 20-е гг. 19 в. пользовался известностью у петербургской любителей музыки как певец и пианист. В 1837 — 1839 капельмейстер Придворной певческой капеллы. Посетил Италию (1830—1833), Берлин (1833—34, 1856—57), Париж (1844—45, 1852—54), Испанию (1845—47), Варшаву (1848, 1849—51). Овладение опытом отечественной и мировой музыкальной культуры, воздействие прогрессивных идей, распространившихся в период Отечественной войны 1812 и подготовки восстания декабристов, общение с выдающимися представителями литературы (А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым и др.), искусства, художественной критики способствовали расширению кругозора композитора и выработке новаторских эстетических основ его творчества. Народно-реалистическое по своей устремлённости творчество Глинка оказало влияние на дальнейшее развитие русской музыки.
В 1836 на сцене петербургского Большого театра была поставлена героико-патриотическая историческая опера Глинка "Иван Сусанин". Вопреки навязанной композитору верноподданнической концепции (либретто составлено бароном Г. Ф. Розеном в духе монархической официозности, по настоянию двора опера была названа "Жизнь за царя"), Глинка подчеркнул народное начало оперы, прославил крестьянина-патриота, величие характера, мужество и несгибаемую стойкость народа. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1486 |
Дата: 06.06.2024
|
Кинотеатр Спутник - Композитор Глинка
|
Фридрих Маркович Эрмлер (настоящие имя и фамилия — Владимир Маркович Бреслав; 1 (13) мая 1898, Режица, — 12 июля 1967, Комарово, под Ленинградом) — советский российский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1951). Член РКП(б) с 1919 года.
Награды и звания
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940)
Народный артист СССР (1948)
Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Великий гражданин» (1937, 1939)
Сталинская премия второй степени (1946) — за фильм «Она защищает Родину» (1943)
Сталинская премия первой степени (1946) — за фильм «Великий перелом» (1945)
Сталинская премия третьей степени (1951) — за фильм «Великая сила» (1949)
Орден Ленина (1935)
Орден Трудового Красного Знамени (1950)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
МКФ в Москве (1935, Главный приз («Серебряный кубок») за программу к/с «Ленфильм», фильм «Крестьяне»)
Каннский кинофестиваль (1946, Гран-при, за фильм «Великий перелом».
Фридрих Эрмлер
К числу ведущих мастеров периода расцвета немого кино должен быть отнесен и ленинградский режиссер Фридрих Эрмлер.
Так же как и у Пудовкина, докинематографическая биография Эрмлера резко отличается от биографий большинства кинорежиссеров его поколения.
Подобно Пудовкину, он пришел в кино не в годы ранней юности, а имея за плечами немалый жизненный опыт. Но если у Пудовкина это был опыт интеллигента-одиночки, лишь косвенно соприкасавшегося с народом и лишь в зрелые годы нашедшего путь к революции, то жизненный опыт Эрмлера был иным. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1798 |
Дата: 06.06.2024
|
Кинотеатр Спутник - Она защищает Родину. Великая сила. Великий гражданин. Обломок империи
|
Гениальные мастера советского кино
Донской Марк Семёнович [р. 21.2(6.3).1901, Одесса], советский кинорежиссёр, кинодраматург, народный артист СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1971).
Член КПСС с 1945. Окончил правовое отделение Симферопольского университета. С 1926 работает в кино. Первые фильмы, поставленные Донским совместно с М. А. Авербахом, — "В большом городе" (1928), "Цена человека" (1929).
Известность принёс Донскому фильм "Песня о счастье" (1934, совместно с В. Г. Легошиным). Наиболее значительные произведения Донского 30-х гг. — кинотрилогия о детстве и юности М. Горького — "Детство Горького" (1938, сценарий И. Груздева совместно с Донским), "В людях" (1939; Государственная премия СССР, 1941), "Мои университеты" (1940, сценарий Донского). Формирование личности писателя показано на широком фоне провинциальной жизни дореволюционной России. В фильме воплощены самобытные человеческие характеры, обобщённо-поэтическое начало органически сочетается с колоритными бытовыми сценами.
В годы Великой Отечественной войны Донским поставил фильмы "Как закалялась сталь" (1942, сценарий Донского по роману Н. А. Островского), "Радуга" (1944, по повести В. Л. Василевской; Государственная премия СССР, 1946), "Непокорённые" (1945, по повести Б. Л. Горбатова, сценарий Донского совместно с Горбатовым). Большим достижением Донского стал фильм "Сельская учительница" (1947; Государственная премия СССР, 1948; в главной роли В. П. Марецкая), посвящённый красоте самоотверженного творческого труда. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1769 |
Дата: 06.06.2024
|
Кинотеатр Спутник - Сердце матери. Верность матери. Надежда. Мать. Фома Гордеев. Детство Горького. В людях. Мои университеты. Дорогой ценой. Романтики. Алитет уходит в го
|
Паннекук выступил против Каутского, как один из представителей того «леворадикального» течения, которое числило в своих рядах Розу Люксембург, Карла Радека и других и которое, отстаивая революционную тактику, объединялось убеждением, что Каутский переходит на позицию «центра», беспринципно колеблющегося между марксизмом и оппортунизмом. Правильность этого взгляда вполне доказала война, когда течение «центра» (неправильно называемого марксистским) или «каутскианства» вполне показало себя во всем своем отвратительном убожестве.
В затронувшей вопрос о государстве статье: «Массовые действия и революция» («Neue Zeit», 1912, XXX, 2) Паннекук охарактеризовал позицию Каутского, как позицию «пассивного радикализма», «теорию бездеятельного ожидания». «Каутский не хочет видеть процесса революции» (стр. 616). Ставя вопрос таким образом, Паннекук подошел к интересующей нас теме о задачах пролетарской революции по отношению к государству. Читать далее...
Категория: Работы Ленина |
Просмотров: 1328 |
Дата: 06.06.2024
|
Кинотеатр Спутник - ГЛАВА VI 3 ПОЛЕМИКА КАУТСКОГО С ПАННЕКУКОМ
|
В русской литературе переведено, несомненно, неизмеримо большее количество произведений Каутского, чем в какой бы то ни было другой. Недаром шутят иные немецкие социал-демократы, что Каутского больше читают в России, чем в Германии (в скобках сказать, в этой шутке есть гораздо более глубокое историческое содержание, чем подозревают те, кто пустил ее в ход, именно: русские рабочие, предъявив в 1905 году необыкновенно сильный, невиданный спрос на лучшие произведения лучшей в мире социал-демократической литературы и получив неслыханное в иных странах количество переводов и изданий этих произведений, тем самым перенесли, так сказать, на молодую почву нашего пролетарского движения ускоренным образом громадный опыт соседней, более передовой страны).
Особенно известен у нас Каутский, кроме своего популярного изложения марксизма, своей полемикой с оппортунистами и с Бернштейном во главе их. Но почти неизвестен факт, которого нельзя обойти, если ставить себе задачей проследить, как скатился Каутский к невероятно-позорной растерянности и защите социал-шовинизма во время величайшего кризиса 1914-1915 годов. Читать далее...
Категория: Работы Ленина |
Просмотров: 1397 |
Дата: 06.06.2024
|
Кинотеатр Спутник - ГЛАВА VI 2 ПОЛЕМИКА КАУТСКОГО С ОППОРТУНИСТАМИ
|
Вопрос об отношении государства к социальной революции и социальной революции к государству занимал виднейших теоретиков и публицистов II Интернационала (1889-1914) очень мало, как и вообще вопрос о революции. Но самое характерное в том процессе постепенного роста оппортунизма, который привел к краху II Интернационала в 1914 году, - это то, что даже когда вплотную подходили к этому вопросу, его старались обойти или его не замечали.
В общем и целом можно сказать, что из уклончивости по вопросу об отношении пролетарской революции к государству, уклончивости, выгодной для оппортунизма и питавшей его, проистекло извращение марксизма и полное опошление его.
Чтобы охарактеризовать, хоть вкратце, этот печальный процесс, возьмем виднейших теоретиков марксизма, Плеханова и Каутского. Читать далее...
Категория: Работы Ленина |
Просмотров: 1280 |
Дата: 06.06.2024
|
Кинотеатр Спутник - ГЛАВА VI 1 ПОЛЕМИКА ПЛЕХАНОВА С АНАРХИСТАМИ
|
|