16 и 17 сентября 1982 г. было убито более 2500 мужчин, женщин и детей в бейрутских лагерях беженцев Шатила и Сабра. Даже после усилий шароновских бульдозеристов множество палестинцев остались не захороненными, и рабочими Красного Креста найдены целые семьи, сотни стариков и малых детей с перерезанным горлом или просто распотрошённые.
Более тридцати лет назад было вырезано почти 3000 палестинцев в лагерях беженцев Сабра и Шатила. Английский писатель, журналист, пацифист Роберт Фриск (в ту пору репортёр в Ливане) снова посещает места забытых преступлений.
Память, конечно, остаётся. Для человека, который потерял всю свою семью во времена давней резни - будучи способным только наблюдать, как молодых людей Шатилы выстроили в ряд после очередных убийств, и погнали на смерть. Но - словно грязь, которую сваливают на вершину мусорной кучи среди бетонных лачуг - запах несправедливости всё ещё царит в лагерях, где 1700 палестинцев были вырезаны 30 лет назад. Ни один человек не был судим и осужден за массовое убийство, которое даже израильский писатель в то время сравнил с убийством югославов нацистскими прислужниками во время Второй мировой войны. Сабра и Шатила - это памятник ушедшим от ответственности преступникам, которым всё сошло с рук.
Халед Абу-Нур был юнцом, готовившимся стать милиционером, когда ушёл из лагеря в горы перед тем, как фалангисты - союзники Израиля - вошли в Сабру и Шатилу. Мучают ли его угрызения совести, что не оказался там, среди всех, сражаясь с убийцами и насильниками? «Всё, что мы сегодня чувствуем - это депрессия», говорит он. «Мы требовали справедливости, международного суда - и ничего. Ни одного не привлекли к ответственности.
Читать далее...