Пьеса «Фронт» (Сталинская премия, 1943) — образец страстного партийного вторжения искусства в жизнь. Корнейчук выступил против косности в армии, в военном искусстве, особенно опасной в условиях войны. Образу отсталого военачальника Горлова, «горловщине» противостоят передовые люди Советской Армии.
Писатель передал полученную им за пьесу Сталинскую премию в Фонд обороны:
КРЕМЛЬ, ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Вношу свою премию 100 тысяч рублей на строительство танковой колонны «За Радянську Украину».
От всего сердца желаю Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, здоровья и сил на долгие, долгие годы.
Александр КОРНЕЙЧУК
Товарищу Александру КОРНЕЙЧУКУ
Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Александр Евдокимович, за вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии.
И. СТАЛИН
Газета «Известия», 27 марта 1943 года
Телеграмма командующему Северо Западным фронтом С.К. Тимошенко 28 августа 1942 года
Северо Западный фронт
Маршалу Тимошенко
Вашу телеграмму о пьесе Корнейчука «Фронт» получил. В оценке пьесы Вы не правы. Пьеса будет иметь большое воспитательное значение для Красной Армии и ее комсостава. Пьеса правильно отмечает недостатки Красной Армии, и было бы неправильно закрывать глаза на эти недостатки. Нужно иметь мужество признать недостатки и принять меры к их ликвидации. Это единственный путь улучшения и усовершенствования Красной Армии.
И. Сталин
Гласность. 1991. 11–17 июля.
Примечание
28 августа 1942 года, на следующий день после завершения публикации в «Правде» (1942. 24–27 августа) пьесы А.Е.Корнейчука «Фронт», С.К. Тимошенко прислал Сталину телеграмму следующего содержания: «Тов. Сталину. Опубликованная в печати пьеса тов. Корнейчука «Фронт» заслуживает особого внимания. Эта пьеса вредит нам целыми веками, ее нужно изъять, автора привлечь к ответственности. Виновных в связи с этим следует разобрать. Тимошенко».
Записка А.Е. Корнейчуку 1 сентября 1942 года
Товарищу Корнейчуку.
Посылаю Вам для сведения телеграмму т. Тимошенко и мой ответ. Стиль телеграммы т. Тимошенко сохранен полностью.
Привет!
И. Сталин
Гласность. 1991. 11–17 июля.
Примечание
А.Е. Корнейчук ответил Сталину письмом:
«Дорогой Иосиф Виссарионович! Сердечно благодарю Вас за внимание.
Прочитал телеграмму и Ваш ответ. Насколько я понял, тов. Тимошенко требует, чтобы меня судили за пьесу. Это еще не так страшно, так как неизвестные «благородные» читатели дают мне клятвенное обещание по телефону, что обязательно поломают мне кости. Живу надеждой, что они не набросятся на меня все вместе, а поодиночке. С божьей помощью выдержу. Запорожский дух у нас еще не погас.
С глубоким уважением Александр Корнейчук ».
В 1943 году в Алма Ате по мотивам пьесы Корнейчука братьями Васильевыми был снят одноименный художественный фильм с Б. Жуковским, Б. Бабочкиным, Н. Крючковым, Б. Чирковым в главных ролях.
А а начале войны на фронтах
Телеграмма Государственного Комитета Обороны о защите Правобережья Днепра 11 июля 1941 года
Киев т. Хрущеву
Получены достоверные сведения, что вы все, от командующего Юго Западным фронтом до членов Военного совета, настроены панически и намерены произвести отвод войск на левый берег Днепра.
Предупреждаю вас, что, если вы сделаете хоть один шаг в сторону отвода войск на левый берег Днепра, не будете до последней возможности защищать районы УРов на правом берегу Днепра, вас всех постигнет жестокая кара как трусов и дезертиров.
Председатель Государственного Комитета Обороны
И. Сталин
Известия ЦК КПСС. 1990. № 7. С. 209.
Постановление Государственного Комитета Обороны № ГКО 169сс (00381) 16 июля 1941 года
Государственный Комитет Обороны устанавливает, что части Красной Армии в боях с германскими захватчиками в большинстве случаев высоко держат великое знамя Советской власти и ведут себя удовлетворительно, а иногда прямо геройски, отстаивая родную землю от фашистских грабителей.
Однако наряду с этим Государственный Комитет Обороны должен признать, что отдельные командиры и рядовые бойцы проявляют неустойчивость, паникерство, позорную трусость, бросают оружие и, забывая свой долг перед Родиной, грубо нарушают присягу, превращаются в стадо баранов, в панике бегущих от обнаглевшего противника.
Воздавая честь и славу отважным бойцам и командирам, Государственный Комитет Обороны считает вместе с тем необходимым, чтобы были приняты строжайшие меры против трусов, паникеров, дезертиров.
Паникер, трус, дезертир хуже врага, ибо он не только подрывает наше дело, но и порочит честь Красной Армии. Поэтому расправа с паникерами, трусами и дезертирами и восстановление воинской дисциплины является нашим священным долгом, если мы хотим сохранить незапятнанным великое звание воина Красной Армии.
Исходя из этого, Государственный Комитет Обороны, по представлению главнокомандующих и командующих фронтами и армиями, арестовал и предал суду военного трибунала за позорящую звание командира трусость, бездействие, отсутствие распорядительности, развал управления войсками, сдачу оружия противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций:
1) бывшего командующего Западным фронтом генерала армии Павлова;
2) бывшего начальника штаба Западного фронта генерал майора Климовских;
3) бывшего начальника связи Западного фронта генерал майора Григорьева;
4) бывшего командующего 4 й армией Западного фронта генерал майора Коробкова;
5) бывшего командира 41 го стрелкового корпуса Северо Западного фронта генерал майора Кособуцкого;
6) бывшего командира 60 й горно стрелковой дивизии Южного фронта генерал майора Селихова (правильно – Салихова. – Ред. );
7) бывшего заместителя командира 60 й горно стрелковой дивизии Южного фронта полкового комиссара Курочкина;
8) бывшего командира 30 й стрелковой дивизии (правильно – горно стрелковой. – Ред. ) Южного фронта генерал майора Галактионова;
9) бывшего заместителя командира 30 й стрелковой дивизии Южного фронта полкового комиссара Елисеева.
Воздавая должное славным и отважным бойцам и командирам, покрывшим себя славой в боях с фашистскими захватчиками, Государственный Комитет Обороны предупреждает вместе с тем, что он будет и впредь железной рукой пресекать всякое проявление трусости и неорганизованности в рядах Красной Армии, памятуя, что железная дисциплина в Красной Армии является важнейшим условием победы над врагом.
Государственный Комитет Обороны требует от командиров и политработники всех степеней, чтобы они систематически укрепляли в рядах Красной Армии дисциплину и организованность, чтобы они личным примером храбрости и отваги вдохновляли бойцов на великие подвиги, чтобы они не давали паникерам, трусам и дезорганизаторам порочить великое знамя Красной Армии и расправлялись с ними как с нарушителями присяги и изменниками Родины.
Председатель Государственного Комитета Обороны
И. Сталин
Главнокомандующим, военным советам фронтов и армий, командующим военными округами, командирам корпусов и дивизий. Настоящее постановление Государственного Комитета Обороны прочесть во всех ротах, батареях, эскадронах, авиаэскадрильях.
Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Сборник документов. Т. 2. Кн. 1. Начало: 22 июня – 31 августа 1941 г. М., 2000. С. 332–335.
РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 3. Л. 95–96.
Примечание
21 июля 1941 года Военной коллегией Верховного суда СССР Павлов Д.Г., Климовских В.Е., Григорьев А.Т., Коробков А.А., на основании ст.193 17, п. «б», и 193 20., п. «б» УК РСФСР приговорены к высшей мере наказания – расстрелу с лишением воинских званий и конфискацией имущества.
Кособуцкий И.С. по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР от 26 июля 1941 года лишен воинского звания генерал майор и подвергнут наказанию в виде лишения свободы в ИТЛ сроком на 10 лет. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 21 октября 1942 года досрочно освобожден от всех видов наказания по приговору и одновременно с него снята судимость. С декабря 1942 по январь 1946 года занимал различные командные должности на Юго Западном фронте, в сентябре 1944 – генерал лейтенант. С 1953 года – в отставке.
Салихов М.Б. в 1941 году сдался в плен немцам. 29 июля 1941 года военным трибуналом Южного фронта заочно осужден на 10 лет тюремного заключения «с отбытием наказания по окончании войны, снижением воинского звания до полковника и понижением в должности до командира полка». С апреля 1942 года Салихов работал старшим преподавателем Варшавской разведшколы и старшим лагеря № 1. Позднее – преподаватель агентурной разведки в школе резидентов радистов в Нидерзее. 21 июня 1943 года Военной коллегией Верховного суда СССР заочно осужден по ст. 58 1б УК РСФСР к высшей мере наказания. Разыскивался органами госбезопасности как государственный преступник. Розыск прекращен в январе 1955 года.
Курочкин И.Г. 21 июля 1941 года военным трибуналом Южного фронта осужден по ст. 206 17, п. «б» УК УССР с применением ст. 46 на 8 лет лишения свободы. Исполнение приговора было отсрочено до окончания военных действий, и Курочкин И.Г. был направлен на фронт с понижением в воинском звании до батальонного комиссара. 24 августа 1941 года погиб в бою.
Галактионов С.Г. 21 июля 1941 года военным трибуналом Южного фронта на основании ст. 206 17 УК УССР за халатность и бездействие, из за которых произошла дезорганизация частей дивизии, понесены значительные потери в людях и технике, приговорен квысшей мере наказания – расстрелу с лишением воинского звания генерал майор.
Елисеев И.К. 21 июля 1941 года военным трибуналом Южного фронта осужден по ст. 206 17, п. «б» УК УССР с применением ст. 46 УК УССР на 10 лет лишения свободы. Исполнение приговора отсрочено до окончания военных действий, и Елисеев В.К. отправлен на фронт с понижением в воинском звании. С августа 1944 – полковник. В октябре 1952 года уволен в запас.
|