Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1132]
Капитализм [179]
Война [503]
В мире науки [95]
Теория [910]
Политическая экономия [73]
Анти-фа [79]
История [616]
Атеизм [48]
Классовая борьба [412]
Империализм [220]
Культура [1345]
История гражданской войны в СССР [257]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [83]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [514]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2024 » Август » 26 » Август Бебель - великий борец за права и свободу женщины
15:00

Август Бебель - великий борец за права и свободу женщины

Август Бебель - великий борец за права и свободу женщины

Памяти Августа Бебеля, 1913 год

Коллонтай А. М.

Бывают моменты, бывают события, когда человеческое слово кажется особенно бледным, бессильным, несовер­шенным, бывает большая скорбь, которая не умещается в принятые нами словесные формы. Такое именно чув­ство родила в августе 1913 года весть о кончине Августа Бебеля.

Широкой волной прокатилась скорбь по рабочему миру, отозвалась в миллионах сердец. Но рядом со скор­бью росло, подымалось и другое чувство — чувство гор­дой радости, что и это печальное событие превращается в новый источник единения тех, из чьих рядов вышел сам Бебель, нитью, связывающей еще теснее представите­лей рабочего класса всех стран и народов. Смерть Бебеля явилась не только тяжелой утратой для тех, кто стоял с ним под одним знаменем, его кончина — крупное полити­ческое событие, на которое счел своим долгом отозваться и весь буржуазный мир. Такой живой интерес в обществе и широкой прессе возбуждает обычно лишь смерть коро­нованной особы, популярного поэта, прославленного ар­тиста.

Но Август Бебель не был ни королем, ни поэтом, ни артистом. Он был только сыном пролетария, сам рабочий-токарь и вождь тех, кого буржуазный мир привык прези­рать ненавидя и ненавидеть презирая.

Чем же объясняется это исключительное внимание к вождю рабочей партии со стороны его непримиримых идейных врагов? Едва ли кто станет отрицать, что в дан­ном случае огромную роль сыграла сама кристально-чи­стая, величаво-благородная личность Бебеля. Но вызвала ли бы эти чувства смерть того же самого Бебеля, облада­теля тех же ценных человеческих качеств, если б это со­бытие совершилось 50 лет тому назад?

То почтение, искреннее или лицемерное, какое обна­руживают идейные противники Бебеля, обнажая голову перед его свежей могилой,— это дань буржуазного мира не только личности Бебеля, это своего рода симптом, по­казатель роста силы и могущества того движения, кото­рое он так любовно взращивал *.

Отдавая «последние почести» ушедшему вождю, бур­жуазный мир как бы признает открыто, что труды Бе­беля не пропали даром, что с организованным рабочим движением приходится считаться «старому миру» как с серьезной политической силой, как с противником, чья растущая мощь внушает опасливое почтение…

Но тем тяжелее для участников движения утрата того, кто вложил так много творчества для поднятия силы и значения рабочей партии…

Если смерть Бебеля является незаменимой потерей для всего рабочего класса, то для наиболее угнетенной и обездоленной его части — для женщин, для работниц, боль потери удваивается. Женщины-работницы потеряли в нем не только вождя, не только великого оратора, но и лишились бесстрашнейшего борца за идею всестороннего освобождения женщины. Бебель является истинным осно­вателем женского социалистического движения, его теоре­тиком. Его книга «Женщина и социализм», это по­истине «женское евангелие», послужила прочным фун­даментом для того здания женского социалистического движения, которое на наших глазах растет, крепнет и развивается.

Когда мы теперь перелистываем эту книгу, вышедшую 34 года тому назад (в 1879 г.), мысли и положения, в ней заключающиеся, кажутся нам такими общепризнанными, неоспоримыми, знакомыми, что мы с трудом можем от­дать себе отчет в ее значении, в той громадной роли, ка­кую она сыграла в истории женского вопроса, в той рево­люции, какую она внесла в умы современников Бебеля. Оценить заслуги этой великой книги мы можем только, сравнив, хотя бы в беглых чертах, то, что есть сейчас, с тем, что было тогда.

    * Бебель не любил, чтобы возвеличивали его личность или его заслугу. Вскоре после смерти Зингера мне пришлось слышать от него объяснения, как создавались такие крупные фигуры «ста­риков», какими являлись: Либкнехт, Зингер, Ауэр, сам Бебель. Такие личности могли складываться, по мнению Бебеля, только в начале движения, пока партия была слаба и малочисленна; в те времена поле для деятельности было необозримо и налицо име­лись все условия для развития дремлющих в человеке способ­ностей. Тогда еще не было практикующегося сейчас в партии разделения труда, специализации по функциям; каждому дея­тельному члену надо было быть и теоретиком, и практиком, и по­литиком, и организатором. «В те дни,— говорил Бебель,— нам приходилось каждому быть мастером на все руки». И все-таки не одни «благоприятные условия» создали Бебеля. Значение имел и великолепный, благородный человеческий материал.

Сейчас перед нами оформившаяся, крепкая, быстро возрастающая в своей численности организация женщин- социалисток, охватывающая не десятки, а сотни тысяч работниц. Женское социалистическое движение — это лишь необходимый, дополнительный кадр общей «крас­ ной армии». И едва ли найдется сейчас социалист, кото­ рый открыто посмеет усомниться в пользе и необходи­ мости этого кадра. Стремление работниц добиться в сов­ местной борьбе за освобождение класса восстановления женщины в ее человеческих правах входит в число задач общего движения. Одновременно с этим все отчетливее обозначаются два резко отличающихся друг от друга русла, по которым растекается женское движение: феми- нистско-буржуазное и пролетарско-социалистическое. В настоящее время нет и не может быть никакой опас­ ности, что эти два потока сольются, что женское рабочее движение растворится в волнах феминизма, нанося и чис­ ленный и моральный ущерб рабочему движению, внося в него раскол «по полу». По мере того, как женщины во­ влекаются все в большем и большем числе в водоворот народнохозяйственной жизни, по мере того, как предста­ вительницы противоположных социальных полюсов стал­ киваются на почве борьбы взаимных интересов, иллюзии об общеженском деле, о «сестринских чувствах» рассеи­ ваются как пар… Классовое разграничение выступает все ярче и отчетливее и в области борьбы женщин за их права и интересы.

Не то было в семидесятых годах, когда Бебель писал свою книгу, тогда еще скромную по размерам брошюру, которой суждено было вырасти в объемистый том, выдер­жать 51 издание и быть переведенной на все культурные языки 39 . В те сравнительно недавние времена женского социалистического движения вообще еще не существо­вало. Женщины единицами, мелкими группами входили в рабочие организации, играя в них незаметную, пассивную роль. В шестидесятых годах работница Патерсон де­лает попытку стянуть, централизовать слабые, разрознен­ные женские профессиональные союзы в Англии. В Гер­мании социалистки в конце шестидесятых годов и начале семидесятых годов пробуют вызвать к жизни первые орга­низации работниц *.

Но попытки эти гибнут либо под ударами полицейских репрессий, либо замораживаются холодом равнодушия со стороны товарищей-мужчин, не умевших еще в те дни учесть значение пробуждавшегося протеста среди жен­щин-работниц.

Однако немногим лучше обстояло дело в лагере жен­щин буржуазного класса. В те времена феминистское дви­жение еще не носило характера определенной обществен­ной организации. Не было ни международных женских советов, ни национальных союзов избирательных прав, ни женских съездов, ни шумных демонстраций. Сама идея эмансипации женщины выражалась в форме идеалистиче­ского принципа, в осуществимость которого верили лишь отдельные личности, носители «великих традиций» из­живающего себя либерализма. И только на чисто эконо­мическом поприще, на рынке квалифицированного руч­ного и умственного труда, женщины на практике, собст­венными локтями прокладывали себе путь к манящему заработку, заслоняемому широкими плечами конкурентов-мужчин. Борьба шла разрозненная, индивидуалистиче­ская; каждая боролась за себя, отвоевывала у судьбы своей новый, не «женский» жребий. Но так как на каж­дом шагу женщинам приходилось наталкиваться на со­противление конкурентов-мужчин, то именно в них, в представителях другого пола, усматривали женщины весь «корень зла». Отсюда было наивное «мужененавистниче­ство» феминисток, выдыхающееся сейчас и из буржуаз­ного движения.

Если феминизм в 70-х годах, как известное умонаст­роение, уже успел пустить более прочные корни в Анг­лии и Америке; если имена — Найтингель, Жозефины Бётлер, мистрис Фрей — характеризовали собою целые новые области социальной деятельности женщин, а группка, поддерживающая Д. С. Милля, решалась поднимать знамя политического равноправия женщин, то в Гер­мании, где тогда жил и действовал Бебель, женское бур­жуазное движение едва намечалось.

    * Е. Ihrer . Die Organisationen der Arbeiterinnen Deutschlands ihre Entstehung und Entwickelung. Berlin , 1893.

Но чем расплывчатее и неопределеннее были его кон­туры, тем легче было Луизе Отто Петерс и Августе Шмидт провозглашать единство общеженского дела и взы­вать к объединению всех женщин, без различия слоев и классов.

Окруженные злобно шипящими на них представите­лями консервативной мысли, осыпаемые клеветой, на­смешками и оскорблениями, первые женщины — борцы за «женское дело», за «общеженские интересы» видели один исход — сплотиться, стянуть свои ряды, восстать как угнетенная, единая «женская нация»… И просыпающиеся женщины всех слоев населения, естественно, тянулись к тому знамени, на котором стояли наиболее для них близ­кие и дорогие лозунги. Получалось сложное и запутанное положение. С одной стороны, необходимо было для пред­ставителей демократии взять под свою защиту эмансипа­ционные стремления женщин, с другой, выходило так, будто рабочий класс, поддерживая интересы женщин чуждых ему слоев, изменял своей еще и без того неустой­чивой классовой позиции. Книга Бебеля вывела социал-демократию из этого лабиринта социальных взаимоотно­шений, показала тот путь, по которому, не вредя классо­вому делу и все же служа идее женской эмансипации, может спокойно шествовать рабочий класс.

Раньше, чем напомнить основные положения книги Бебеля, полезно восстановить в памяти, каково было в те времена отношение организованной части рабочих к воп­росу женского равноправия и освобождения.

Признавая в теории принцип равноправия женщины, как неотъемлемую часть общедемократического идеала, большинство социалистов относило осуществление этого принципа в неизмеримую даль грядущего. О политическом равноправии не было и речи. Но и самому существен­ному вопросу женского труда — участию женщины в промышленности у социалистов еще в 60-х и 70-х годах существовало крайне путанное представление. На целом ряде съездов рабочих организаций того времени,— на съездах Интернационала, на съезде всеобщего германского союза рабочих обществ, обществ самообразования и т. д.— рабочими принимались постановления, в которых выражалось требование полного исключения женщин из про­мышленности, запрещения им профессионального труда *.

Как ни доказывал Маркс в своей полемике с Куллери на первом съезде Интернационала всю реакционность подоб­ной меры, точка зрения эта нелегко изживала себя в ши­роких кругах. Даже на охрану женского труда законода­тельным путем социалисты смотрели в то время как на переходную ступень к полному воспрещению промышлен­ного труда женщинам. Мотивируя в рейхстаге законо­проект, регламентирующий женский труд, Моттелер еще в 1878 году говорил: «Мы — принципиальные противники профессионального труда женщин за пределами той сферы деятельности, которая отведена женщине самой природой. Мы желаем, чтобы женщина возвращена была своему ис­тинному назначению и потому требуем ее освобождения от физического и морального гнета капиталистической эк­сплуатации» **.

Такая точка зрения со стороны представителей со­циал-демократии сейчас была бы невозможна. Но в те времена она вытекала непосредственно из тех тяжелых, гнетущих условий жизни, какие создавались ростом жен­ского фабричного труда. Этот труд отнимал у рабочего по­следнее прибежище, лишал его последнего утешения — семейных радостей. Труд женщины вне дома тушил до­машний очаг, уносил из него последние искры уюта и от­дохновения, калечил детей, убивал младенца в утробе ма­тери, старил и изнурял женщину… Вся тяжесть этого но­вого явления обрушивалась как последнее, непосильное бедствие на рабочее население, заставляя судорожно цеп­ляться за остатки былых, привычных семейных форм. Надо было изжить всю горечь разрушения былого идеала семьи, чтобы примириться с фактом ухода женщины на работу вне дома и усмотреть в этом факте тяжелую, про­клятую, но неизбежную ступень к лучшему будущему…

Не меньшая неясность царила у социалистов и по воп­росу о равноправии женщины, как гражданки. Еще’ на объединительном Готском съезде в 1875 году 40 при выработке пункта, определяющего политические требования партии, вопрос о включении сюда и женщин вызвал го­рячие дебаты. Гассельман старался доказать, что следует отличать в вопросе женского равноправия двоякого рода требования: то, что годится для будущего, и то, что при­емлемо для настоящего. «Что касается избирательного права для женщин, то следует, прежде всего, уметь раз­личать, что соответствует современным условиям и что годится для будущего. Разумеется, лишение половины рода человеческого общественных прав — крупная не­справедливость, которую социальный мир должен будет устранить. Но сегодня женщина в общем сильно отстала от мужчины, что объясняется отчасти и худшим воспи­танием, какое она получает». Следовательно, по мнению Гассельмана, дать ей политическое равноправие еще не­своевременно.

    * См. Otto Rose. Uber Fabrikarbeit verheirateter Frauen. Ka-pilel 4. Stuttgart , 1910 и А . М . Коллонтай . Социальные основы женского вопроса. Изд. «Знание», 1909 г., глава «Брак и семей­ная проблема».
    ** «Stenographische Berichte uber die Verhandhinge» des Deutschen Reichstags», 8 Mai 1878.

Бебель тогда же восстал против этой ошибочной точки зрения и внес на съезде предложение поставить в про­грамму требование о распространении избирательного права на лиц обоего пола. Предложение Бебеля не про­шло, но ему сделана была все же уступка, и на место прежней редакции, говорившей лишь о лицах мужского пола, Готская программа поставила слово «каждого граж­данина», позволяющее подразумевать и женщину.

В такой еще смутной идейной атмосфере родилась и книга Бебеля.

Теоретику вопроса, социалисту, предстояла трудная задача. С одной стороны, надо было взять под защиту ра­бочей демократии принцип освобождения женщины от всяческого ее порабощения, показать ее право, при со­здавшихся социально-экономических отношениях, на вос­становление ее равноправия. С другой стороны — надо было внести ясность в само женское движение и разбить вредную для рабочего класса иллюзию об общеженском деле, стоящем якобы над классовыми интересами. Книга Бебеля сумела разрешить эту двойную задачу.

Его первая забота была: выяснить и установить нераз­рывную связь, какая существует между женским и об­щесоциальным движением наших дней. Пользуясь по­ложениями Энгельса и Маркса, он установил тесную зависимость между производственными отношениями на различных ступенях хозяйства и социальным положе­нием женщины в обществе. Но Бебель не остановился лишь на прошлом, он сумел связать с ним будущее; в жи­вых красках, исходя из прошлого, набросал он тенденцию дальнейшего развития женского вопроса и судеб женского движения.

Являясь сторонником Бахофенской теории материн­ского права 41 , он бросил злобно ощетинившемуся буржу­азному обществу, рычавшему на женщин за их попытки сбросить надетое на них ярмо бесправия, что это беспра­вие вовсе не есть раз навсегда богом установленный поря­док вещей; что долгие тысячелетия царили иные отноше­ния, когда главенство в тогдашнем социальном коллек­тиве — роде принадлежало женщине-матери; что беспра­вие женщины есть лишь преходящая историческая категория *. Это были важные положения, колебавшие устои современного женского порабощения. Опираясь на материалистическое понимание истории, Бебель старался показать своей книгой, что положение женщины изменя­ется в зависимости от той роли, какая выпадает ей на долю в социальном коллективе. Там, где женщина участ­вует в производстве не для непосредственного потребле­ния, а для воспроизводства или обмена,— положение ее иное, труд ее получает большую оценку, чем там, где она занята только созданием предметов непосредственного потребления, где труд ее ограничен домашним хозяйст­вом. Сейчас женский труд начинает играть серьезную и значительную роль в народном хозяйстве — отсюда и право женщин потребовать восстановления своих утра­ченных свобод. Но, утверждая право женщин на восста­ние и на борьбу за свое освобождение, Бебель всей своей книгой подчеркивает, что это освобождение не может со­вершиться в рамках современного общественно-трудового уклада. Освобождение женщины возможно только при со­циализме и только через социализм.

    * Любопытно, что одной из главных противниц Бебеля по во­просу о материнском праве является женщина — Марианна Вебер. В ее солидном труде, очень почитаемом германским миром офи­циальной учености: «Mutterschaft und Ehe » Марианна Вебер утверждает, что материнское право никогда не было общерас­пространенным явлением и не является обязательной историче­ской ступенью, предшествовавшей патриархату. Материнское право существовало только при совершенно исключительных обстоя­тельствах у отдельных племен землепашцев, на относительно низкой ступени земледельческой культуры, племен, не окружен­ных воинственными народами и т. д. Ряд соображений, приводи­мых М. Вебер в доказательство того, что материнское право нельзя обобщать без оговорок, а еще больше — обилие нового, накопившегося со времен Бахофена социологического материала, заставляют признать правильность положения, что материнское право соответствовало лишь вполне определенной организации хозяйства и что далеко не все народы прошли обязательно через эту ступень. В своем последнем, исправленном, 50-м издании Бебель внес в этом направлении некоторые поправки, смягчаю­щие категоричность его прежних утверждений. Тем не менее, никакие возражения Марианны Вебер и др. академиков-ученых не колеблют основного положения Бебеля о неоспоримой связи, существующей между положением женщины в обществе и ее ролью в народном хозяйстве.

Раз угнетение женщины вошло в жизнь вместе с утвер­ждением частной собственности, установлением менового хозяйства и введением системы производства, основанной на эксплуатации чужого труда, оно может исчезнуть тоже только с устранением этих трех основных явлений. Ника­кое внешнее, формальное уравнение женщины в правах с мужчиной, ни политическое, ни профессионально-трудовое, не спасет женщину от социального и экономического раб­ства, если старый мир останется на своем месте. Отсюда тождество конечной цели женского и рабочего движения, если первое действительно хочет преследовать задачу все­стороннего освобождения женщины.

«Женский вопрос,— говорит Бебель,— является для нас лишь одной стороной социального вопроса…; он может по­этому найти свое окончательное решение лишь с уничто­жением общественных противоположностей и устранением вытекающего из них зла» *. Это одно из основных положе­ний, определивших собою отношение социал-демократии к борьбе женщин за свою эмансипацию. Этим положением Бебель разбивал иллюзии феминисток, рассчитывавших отвоевать себе равные права и привилегии с мужчинами, не нарушая основ современного классового общества.

Но рядом с этим общим положением Бебель выставлял и другое. Бебель был первый, кто указал на двойствен­ный характер бесправия и угнетения женщины. «Жен­ский пол в своей массе страдает в двойном отношении: во-первых, он страдает вследствие социальной и общест­венной зависимости от мужчин,— эта зависимость сменя­ется, но не устраняется формальною равноправностью перед законами и в правах; во-вторых, он страдает от экономической зависимости, в которой находятся женщины вообще и пролетарские женщины в особенности, наряду с пролетариями мужчинами» *.

    * Здесь и далее цитаты сверены и уточнены по кн. Август Бебель. Женщина и социализм. Пг., 1918, стр. 17.— Ред.

Этот двойственный характер зависимости и угнетения, в котором находится женщина, особенно женщина-работ­ница, создает и двойственную задачу женского рабочего движения: 1) борьбу за освобождение себя наравне с товарищами по классу, как представительницы бесправ­ного и эксплуатируемого класса; 2) борьбу за освобожде­ние себя, как представительницы пола от специфического социального гнета, лежащего на ней. Эта двойственная задача легла в основу женского социалистического движе­ния и могла вместить задачу освобождения женщины в об­щую социалистическую программу без того, чтобы партия покинула отчетливую классовую позицию.

Всей книгой своей предостерегая женщин от увлече­ния феминизмом буржуазного типа, указывая повторно, исторически и с помощью фактического материала, взя­того из современности, что корень бесправия и угнетения женщины лежит в экономике, в существующих производ­ственных отношениях, Бебель постоянно напоминал, что положение женщины, даже в рамках собственного класса, неодинаково с положением мужчины этого же класса. «Много сходного в положении женщины и рабочего, но в одном женщина идет впереди рабочего: она первое чело­веческое существо, попавшее в рабство. Женщина сдела­лась рабой раньше, чем существует раб» **. Отсюда те спе­циальные задачи, которые выдвигает женское социалисти­ческое движение, напоминая о своих нуждах товарищам по классу, вовлекая партию в борьбу и за женские инте­ресы.

Книга Бебеля сыграла великую роль, не поддающуюся сейчас всей глубине оценки в смысле установления ос­новных принципов социал-демократии по отношению к женскому вопросу.

Но и в отдельных частях этого вопроса книга Бебеля оказала громадное воспитательное значение, особенно в области очищения половой морали от буржуазного налета. Кто, как не Бебель, поднял и поддержал знамя, на кото­ром стояло требование освобождения женщины, как представительницы пола? «Нет освобождения человечества без социальной независимости и равноправного положения полов» *. Все лицемерие современной морали, все хан­жество, все двуличие нашего общества беспощадно вскры­вал Бебель своей книгой. Он показал, что брак и прости­туция являются лишь двумя сторонами одной и той же медали, а страницы, посвященные вопросу о торге жен­ским телом, долго еще будут служить источником, обли­чающим двуличие и ханжество буржуазии. Показав, что такое современный нерасторжимый брак, основанный главным образом «на расчете» или «рассудке», Бебель бес­страшно заявил себя сторонником ниспровержения «двой­ной морали» и свободного союза, основанного на влечении сердца.

    Август Бебель. Женщина и социализм. Пг., 1918, стр. 19. Там же, стр. 21.

Страницы книги Бебеля, посвященные вопросу поло­вого освобождения женщины, проникнутые беспощадным сарказмом по отношению к практикующейся современ­ным обществом «двойной морали»,— самые красочные по силе изложения и красоте мысли. Ради одних этих стра­ниц следовало бы не только работницам, но женщинам других классов и слоев населений воздвигнуть в сердцах своих вечный памятник Бебелю…

Август Бебель является защитником женщины не только в области теории; он проводил свои убеждения и в жизненную практику. От него первого, как мы указали выше, исходила инициатива на Готском объединительном съезде включить в партийную программу требование по­литической правоспособности женщины. Бебель был пер­вым, кто в Германии созвал женское политическое собра­ние, в Лейпциге в 1876 году. Собрание было посвящено вопросу: «Положение женщины в современном государ­стве и ее отношение к социализму», и должно было по­служить привлечению женщин к предстоящей тогда изби­рательной кампании. Бебель в своих мемуарах 42 сам рассказывает, что собрание имело громадный успех: зал оказался переполнен, и женщины своим интересом к по­ставленному вопросу показали, что и они просыпаются к общественной жизни **.

Бебель был также первым, кто в 1895—1896 годах внес в рейхстаг предложение о распространении на женщин избирательных прав. Здесь нет возможности перечислить случаи, когда голос Бебеля возвышался с трибуны для за­щиты трудовых, политических или иных интересов жен­щины. Это значило бы повторить всю историю социально-политических выступлений германской и международной социал-демократии. Нельзя не указать, однако, на то, что Бебель являлся всегда сторонником широкой охраны женского труда и обеспечения материнства. На известном съезде по охране труда в Цюрихе в 1897 году 43 позиция, занятая Бебелем в полемике с Картон-Виаром, положила конец старым, отжившим иллюзиям, будто бороться с тя­желыми последствиями женского труда можно только пу­тем исключения женщин из промышленности, и послу­жила руководящей нитью при разработке социалистиче­ских требований в области охраны женского труда на съезде в Ганновере в 1899 году 44 .

    * Август Бебель. Женщина и социализм, стр. 20. ** См. Август Бебель. Из моей жизни (Мемуары), ч . II, вып. 2, М., 1912, стр. 175.— Ред.

О том, как тепло отзывался Бебель на каждую по­пытку женщин вступить на путь борьбы, русские работ­ницы имеют живой пример: у каждого в памяти его ду­шевные строки, присланные к первому женскому дню в Россию 45 .

В Бебеле женщины, особенно женщины рабочего класса, потеряли не только великого учителя, но и отваж­ного борца за их освобождение, неизменного защитника их интересов, верного друга…

http://levoradikal.ru/archives/3864

Бебель Август Фердина́нд - Христианство и социализм

Бебель Август Фердина́нд - Будущее общество

Бебель Август Фердина́нд - Женщина и социализм

Бебель Август Фердина́нд - Из моей жизни

 



Категория: История | Просмотров: 1779 | Добавил: lecturer | Теги: рабочее движение, реформа, социал - демократия, Женщины, Всемирная история, история, история революций, коммунизм
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Август 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Онлайн всего: 29
Гостей: 28
Пользователей: 1
lecturer
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве советские фильмы научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2024