Введение
Известно, что в классовых обществах, где население разделено на классы (большие группы людей с противоположными экономическими интересами), идет постоянная борьба за выживание – классовая борьба. Угнетенные борются со своими угнетателями за то, чтобы избавиться от угнетения, а угнетатели стремятся сохранить в обществе свое господство.
Затрагивает эта борьба все сферы общественного бытия — экономику, политику и идеологию. Последнее не удивительно, поскольку классовая борьба в политике и идеологии всегда, в той или иной степени, отражает экономические интересы борющихся между собой классов. Так обстоит дело во всех классовых обществах, в том числе при капитализме – в том самом общественно-экономическом строе, в котором мы сегодня живем.
Однако, классовая борьба при капитализме имеет свои особенности. Борьба в сфере идеологии (идеологическая борьба) при этом строе, и особенно в последней его стадии — стадии умирания или империализме, становится важнейшей, если не основной формой борьбы двух непримиримо враждебных друг другу классов капиталистического общества – буржуазии и пролетариата.
И вот по какой причине.
На смену последнему в человеческой истории классовому обществу — капитализму идет общество совершенно нового типа — бесклассовое (коммунизм). И задачей нового революционного класса — пролетариата, в отличие от революционных классов прежних исторических эпох, является не сменить одних господ на других, а уничтожить господ вообще, т.е. уничтожить классовое деление человеческого общества. Соответственно тому, идеология пролетариата коренным образом отличается от идеологий всех прежних прогрессивных классов, осуществившие революционные перевороты в человеческой истории, поскольку они несли с собой не освобождение всех угнетенных и эксплуатируемых, а всего лишь новую форму угнетения.
Мировоззрение пролетариата, его философия, на которой основывается его идеология, – диалектический материализм — непримиримо противоположно всем видам идеализма и материализма прежних эпох (раннего, вульгарного, механистического и т.п.). И война двух принципиально разных типов идеологий – идеологии пролетариата и идеологии буржуазии, впитавшей в себя все идеологии прежних эксплуататорских классов, не может не принимать в те или иные моменты времени самых острых форм противостояния.
Как и всегда бывает в революционную эпоху, старый, умирающий класс буржуазии категорически не хочет уходить с исторической арены. Он всеми силами цепляется за то, чтобы еще хоть немного продлить свое господство. Однако возможностей для этого у него остается все меньше и меньше. Подготовив технически и технологически все условия для своего уничтожения — производительные силы, соответствующие новому, идущему ему на смену коммунистическому обществу — он уже не имеет возможности ими полноценно управлять, ибо для этого нужны принципиально иные производственные отношения – не капиталистические, а социалистические.
В стадии империализма буржуазия перестает участвовать в общественном производстве, поскольку сверхприбыли, выкачиваемые ею из целых отраслей экономики и колониальных и зависимых стран, дают ей возможность везде и всюду нанимать исполнителей. Существование буржуазии приобретает паразитический характер – теперь все прекрасно работает без ее участия, и она, не желая того, становится излишним элементом общественной экономической системы.
Чувствуя свою ненужность обществу, буржуазия все сильнее осознает и свою зависимость от рабочего класса. Шаткость и неустойчивость ее положения обостряется тем, что прежние способы воздействия на пролетариат, основанные на его экономическом и физическом угнетении и принуждении, уже плохо помогают. Они все меньше способны сдерживать революционную активность трудового народа, и он постепенно начинает выходить из-под контроля буржуазии.
Происходит это потому, что господствующим слоем общества при империализме является уже не вся буржуазия, а только ее очень малая часть – монополистическая буржуазия или олигархия, тесно сросшаяся с буржуазным государством. Сильная монополизация влечет за собой и растущую пролетаризацию населения капиталистических стран. Теперь при империализме угнетаются не только прежние трудящиеся слои населения – рабочий класс, крестьянство и пр., но и такие слои буржуазного общества, которые ранее, в начальной стадии развития капитализма, были относительно привилегированными, например, интеллигенция, мелкая и средняя буржуазия, чиновничество, военнослужащие. Революционная активность нового поднимающегося класса – пролетариата растет, и вслед за ним на борьбу против капитализма поднимаются и другие угнетенные слои населения буржуазных стран, в том числе те, которые были ранее лояльными к господствующему слою. Против капиталистических отношений восстает уже подавляющее большинство членов капиталистического общества, а подавить это возмущение так, как раньше, — открытым насилием — становится некому. Сам господствующий слой этого сделать не может – численно он ничтожен.
У монополистической буржуазии остается, по сути, только один способ удержать свое господство – ложная идеология, которая бы помогла ей запутать сознание пролетарских масс, отвлечь их от классовой борьбы и заставить делать то, что противоречит их собственным классовым интересам.
Таким образом, значение идеологии при империализме возрастает колоссально. Тем более что научно-технический прогресс дает в руки буржуазии такие технические средства и технологии для идеологического воздействия, с помощью которых она может добиться того, чего раньше не могла достичь никакими иными методами.
Речь идет здесь в первую очередь о средствах массовой информации (СМИ) и применяемых ими технологиях массовой обработки сознания населения. Хотя одними СМИ идеологическое давление буржуазии на трудящихся не ограничивается.
Господствующий класс использует все сферы общественного бытия капиталистического общества, чтобы путем массированной, постоянно ведущейся идеологической обработки насадить в сознании людей ложные идеи, позволяющие манипулировать ими, заставляя трудящихся против своей воли делать то, что выгодно буржуазии. Этой важнейшей задаче подчинено при империализме всё – реклама, упаковка товаров, сами товары, образование, искусство, наука и пр.
Распространением и закреплением в сознании трудящихся масс ложных буржуазных идей занимаются миллионы идеологических работников, состоящих на службе буржуазии – от актеров и режиссеров, до буржуазных журналистов и преподавателей учебных заведений. Школьные учебники, песни, книги, фильмы, театральные спектакли, компьютерные игры, газеты и журналы, десятки радиоканалов и сотни телевизионных каналов круглые сутки воздействуют на трудовой народ капиталистических стран с одной только целью – любым способом отвлечь его от самого главного – классовой борьбы за свои человеческие права и свое освобождение.
Одним из важнейших направлений буржуазной пропаганды является антикоммунизм – борьба против идеологии и философии рабочего класса, коммунистических идей и теории марксизма-ленинизма. Коммунистическая идеология и социализм специально охаиваются и оплевываются буржуазными пропагандистами разными способами так, чтобы вызвать у политически невежественных трудящихся масс негативное отношение.
Ложная информация, подаваемая под видом «объективности», наваливается на человека буржуазного общества со всех сторон, создавая в его сознании иллюзорный, виртуальный мир, крайне далекий от реальности, состоящий из мифов, выдумок и сплетен.
Читать полностью
http://kvistrel.su/stati/bURGUAZNAYA_pROPAGANDA.html
Источник
|