Противоречия буржуазной культуры. Каждая общественная формация имеет свой исторический закон духовного развития. Есть атмосфера, которой дышит общественный организм, особый климат, в котором растут материальные отношения определенного типа, печать своеобразия, присущего в данных условиях всей политической жизни, нравственным понятиям, предметам искусственной среды. Подчиняясь известному закону, формы общественного сознания воспроизводят устройство самого общества и в свою очередь являются для него идеальной питательной средой.
Этот "дух эпохи" (по терминологии старой философии истории) может носить застойный характер, или, наоборот, - более динамический и революционный. Общество патриархальное, основанием которого служат тысячи неподвижных, застывших в традиционных рамках сельских общин, создает привычку к одним и тем же формам духовной жизни, которые представляются вечными. Такова идеология восточного строя, азиатского строя, по выражению Ленина (см. Соч., т. 17, с. 31), основа нравственной метафизики, постоянно повторяющей с некоторыми изменениями свои мотивы и на Востоке, и на Западе.
Напротив, духовная жизнь эпохи капитализма развивается по другому закону. "Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть. Все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется, и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 427).
Хотя падение старых иллюзий в процессе развития капитализма было достигнуто самыми жестокими и грязными средствами, классики марксизма считали историческую роль буржуазии в высшей степени революционной. Эта революционность носит объективный характер, независимый от сознания самой буржуазии. Главной заслугой капитализма в прошлом было разрушение феодально-патриархальной ограниченности. Капитализм освободил значит, часть населения от убожества деревенской жизни. Открытие новых материков, изобретение книгопечатания и телескопа, впервые наглядно столкнувшего человека с увлекательной для фантазии проблемой бесконечности мира,- все это дело буржуазной эпохи. Техника при капитализме прошла сказочный путь от ремесленного молотка до пара и электричества. "Буржуазия показала, что грубое проявление силы в средние века, вызывающее такое восхищение у реакционеров, находило себе естественное дополнение в лени и неподвижности. Она впервые показала, чего может достигнуть человеческая деятельность. Она создала чудеса искусства, но совсем иного рода, чем египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы; она совершила совсем иные походы, чем переселение народов и крестовые походы" (там же).
В рамках частной собственности капитализм развивает материальные условия для будущего коммунистического мира. Но дело не только в развитии производительных сил, мировых сношений, науки и техники. Главное состоит в том, что буржуазный способ производства вызвал к жизни рабочий класс, способный овладеть этим общественным богатством, построить новое, коммунистическое общество. Без великого коммунистического переворота все гигантские силы, созданные при капитализме, обращаются против самого общества. Так, материальное производство всегда находится под угрозой катастрофы вследствие периодических кризисов и разрушительных войн; духовный прогресс совершается неравномерно, сопровождаясь ростом невежества и морального одичания. Все эти черты упадка, вытекающие из сохранения частной собственности на средства производства, уже к середине 19 в., по словам Маркса. превзошла ужасы последних времен Римской империи (см. там же, т. 12, с. 3). Тем более это справедливо в настоящее время, когда капитализм стал величайшей преградой для общественного прогресса (см. Программа КПСС,1961, ч.1, § 1).
Упадок буржуазной культуры не совершается равномерно. Особенно в области естествознания и техники еще возможны большие достижения (в основном там, где наука связана с военным производством), но в целом, по свидетельству таких наблюдателей, как Т. Манн, Голсуорси, Хемингуэй, Г. Грин и др. честных западных писателей, кривая духовной жизни в буржуазном мире 20 в. неизменно стремится вниз.
<Формы сознания, соответствующие капиталистическому способу производства.Формы буржуазного сознания содержат в себе известную слепоту, систему иллюзий, вытекающих из экономики, отношений буржуазного способа производства. Капитализм с его принципом частного интереса, развитием науки и рациональной организации производственного процесса в рамках отдельного предприятия изгоняет наивные понятия более ранних общественных форм, детские суеверия подавленного трудом крестьянина. Но вместе с тем капитализм снова, и притом в громадной степени, запутывает все человеческие отношения, окружая их туманом ложных представлений, коренящихся в фетишизме товарного мира. Экономические силы, не подвластные общественному контролю, находятся как бы за пределами разума; неведомым путем приводят они человека к богатству либо опускают его в бездну нищеты. Возможности обогащения, конечно, весьма ничтожны для большинства людей и почти исключены для "маленького человека" в эпоху конкуренции между гигантскими монополиями. Но тем более раздуваются эти возможности бессовестной рекламой и бульварной печатью. Сознательный обман, спекуляция на общественной наивности приносят прибыль издателю или продюсеру, делающему фильмы с обязательным "счастливым концом"; они способствуют укреплению такого общественного порядка, который выгоден классу капиталистических собственников.
При анализе частной собственности у Маркса мы встречаем слово "отчуждение". В философии Гегеля это понятие имеет чисто умозрительный смысл с налетом мистификации, несмотря на гениальность основной догадки. В марксизме понятие отчуждения носит совершенно иной - научный характер. Растущая угроза чуждых человеку сил - не козни дьявола, не отчуждение "мирового разума", а реальный экономический процесс. Общественные связи между людьми в товарном обществе реализуются стихийно и принимают характер вещественных отношений. Поэтому отношения людей друг к другу представляются им чуждыми силами, враждебными человеку, причудливыми и коварными. Недаром черту случается перехитрить самого бога и недаром в фольклоре именно чёрт - царь золота. "... Чудеса и привидения" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 82) характерны для всех жизненных сфер буржуазного общества, где предъявляет свои права частная собственность и действует ничем не скованная власть денег. Деньги являются наиболее общей и поражающее человеческое воображение силой мира частной собственности. Они обладают удивительной особенностью. Деньги дают возможность их владельцу присоединить к своей личности те качества, которыми она по природе не обладает. За деньги покупаются слава, любовь, красота окружающей обстановки и все преимущества, создающие монополию личного развития. Все это имеет громадные последствия для общественной морали. Великие писатели буржуазной эпохи - Стендаль и Диккенс, Достоевский и Толстой, посвятили критике буржуазных отношений замечательные страницы. В сильных, ужасных, часто уродливых образах рисует "Человеческая комедия" Бальзака, как богатство дает возможность глупцу прослыть разумным, а негодяю - почтенным человеком, как люди вынуждены продавать за деньги свою красоту, талант, личное достоинство, ибо и тело, и душа человека вовлекаются в адский котел всеобщей "купли-продажи". Даже в уме владельца капитала, свободного от ужасов нищеты, его собственные деньги - чуждая сила, требующая постоянного служения. Богатство делает человека "независимым" только в материальном смысле, духовно оно порабощает его, ставит на нем свое клеймо, делает его мучеником накопления или превращает в тупого потребителя.
Прозрачные, разумные отношения между людьми чужды буржуазному строю, основанному на анархии производства и обмена. Если туманное облако вокруг отношений товарного мира кажется мещанскому сознанию истинной поэзией, то на деле эстетическая жизнь общества в этом мире находится под угрозой вырождения. Так как деньги - это всеобщая стоимость всех вещей, то они, по словам Маркса, лишили весь человеческий мир, как и природу, их своеобразной стоимости (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 620). Это стирание всех различий не допускает никакого своеобразия. Оно признает только чисто количественную меру стоимости, заставляя качество изделий человеческого труда отступить на задний план вместе с другими пережитками средне-векового ремесла. Любое произведение искусства, любое научное открытие можно купить. Поэтому так часты в капиталистическом обществе неразрешимые коллизии между "истиной и деньгами", "красотой творчества и ядом корыстолюбия", выражаемые буржуазным сознанием в бессильных либерально-мещанских фразах. Современный капитализм, основанный на господстве МОНОПОЛИЙ, поднимает эту силу "отчуждения" до такого уровня, что само развитие атомной физики становится для ученых кошмаром, уничтожающим их в моральном отношении, если они не в силах стать на путь борьбы против империалистической политики большого бизнеса. Одним из типичных приемов реакционной социологии является попытка возложить ответственность за духовную нищету и внутренний кризис современной буржуазной цивилизации на чрезмерное развитие науки, техники и организации. В действительности избыток их развития является относительным, а не абсолютным, т. е. приводят к печальным последствиям только в рамках капиталистической частной собственности и в сфере ее влияния.
Капиталистическое общество с его атмосферой деловитости и уважения к факту, казалось, навсегда покончило с устаревшими, далекими от науки методами мышления. Однако религия не умирает при капитализме. Наоборот, она черпает новые силы в стихийной жизни буржуазного общества, в ужасных потрясениях, создаваемых экономическими кризисами, в непонятности тех причин, которые угнетают трудящихся и отравляют духовную жизнь всех классов общества. Товарный фетишизм является источником самых фантастических представлений. Поэтому буржуазная эпоха лишь реформирует традиционную религию, превращая ее в абстрактный деизм - отражение безличных сил рынка. Но даже эта реформа религиозного сознания относится к более ранним и более прогрессивным ступеням развития буржуазии. Вместе с превращением буржуазного способа производства в препятствие для дальнейшего прогресса господствующая идеология снова обращается к самым диким суевериям. Мистические секты и течения, вроде теософии, распространяются, как повальная болезнь. Правда, в этих течениях мало искренней веры прежних времен и гораздо больше современного лицемерия. По мере роста реакционности буржуазии уже во 2-й половине 19 в. начинается субъективное "мифотворчество" - соревнование буржуазных идеологов в различных попытках навязать человеческому сознанию мистические конструкции, выражающие реальные проблемы этого класса в виде ложных символов и философской абстракции.
Читать полностью http://kvistrel.ucoz.ru/stati/Culture/lifshit.htm
|