УИЛЬЯМ 3. ФОСТЕР
ОЧЕРК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ АМЕРИКИ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
2. Индейские народы Америки - 29
Ацтеки — 34.
Инки — 38.
Общественное устройство ацтеков и инков — 42.
2. ИНДЕЙСКИЕ НАРОДЫ АМЕРИКИ
Вопрос о том, откуда индейцы первоначально прибыли в Америку, вызывает множество споров. Когда Колумб открыл Америку, они уже населяли всю ее территорию, от Аляски до мыса Горн. Одни авторитеты утверждают, что индейцы пришли в Западное полушарие из Европы или Африки по существовавшему здесь некогда пространству суши — речь идет о воспетой в песнях и легендах «потонувшей Атлантиде»; другие считают, что индейцы перебрались в Америку морским путем — с островов южной части Тихого океана или из Африки; третьи полагают, что Америка является родиной всего человечества. Но это неправдоподобная гипотеза. В странах Западного полушария не обнаружено остатков доисторического «человека», какие находят в Европе, Азии и Африке. Имеющиеся данные позволяют предположить, что основная масса индейцев пришла в Западное полушарие из Азии через Берингов пролив, хотя некоторые могли приплыть туда и через Тихий океан. Большинство ученых полагает, что индейцы переселялись в Америку последовательными волнами через Аляску в последний ледниковый период, около 25 тысяч лет назад. Поскольку уровень моря был тогда приблизительно на 69 метров ниже теперешнего, они могли переходить по суше из Сибири на Аляску, и уже оттуда, как полагают, пришельцы в течение последующих веков постепенно расселились по всему Западному полушарию Численность индейского населения обоих материков ко времени открытия Колумба также является предметом бесконечных догадок; по различным версиям, она составляла от 14 миллионов до 40 миллионов человек2. На территории нынешних Соединенных Штатов и Канады тогда жило, вероятно, около миллиона индейцев 3; в Вест-Индии их тоже было не меньше миллиона; примерно 2 или 3 милпиона населяли нынешнюю территорию Бразилии, Аргентины, Уругвая, Парагвая и Чили. Основная же масса индейского населения была сосредоточена в Мексике, Гватемале и других странах Центральной Америки, а также в Венесуэле, Колумбии, Эквадоре, Перу и Боливии в Южной Америке. Именно в этих в основном гористых районах, где земледелие стояло на более высоком уровне, существовали большие индейские государства. В одной только Мексике насчитывалось, как полагают, 9 миллионов индейцев.
Ацтеки. Фигура божества. Красный туф. Национальный музей антропологии. Мехико.
Ацтеки. Фигура богини Коатликуэ. Андезит. Национальный музей антропологии. Мехико.
Во времена Колумба, в конце XV века, индейцы делились на бесчисленное множество племен; много племен существует и теперь. У них насчитывается до 1 700 различных языков и диалектов*.
* Грамматический строй многих индейских языков очень сложен. их словарные фонды насчитывают до 20 тысяч слов О богатстве такого фонда легко судить, если припомнить, что в странах английского языка словарный запас «среднего человека» редко превышает 10 тысяч слов.
Франк Танненбаум утверждает, что в Мексике и сейчас еще в ходу 33 основных индейских языка, которые так же далеки друг от друга, как финский, китайский и древнееврейский языки. К числу крупнейших групп индейских племен, населяющих полушарие, если считать с севера на юг, относились и относятся эскимосы и алеуты на крайнем севере; атабаски, алгонкины, ирокезы, сиу, шошоны, маскоги и пуэбло в Канаде и в Соединенных Штатах; ацтеки, толтеки и сапотеки в Мексике; майя в южной Мексике и в Центральной Америке; караибы в районе Караибского моря; чибча в Венесуэле, Колумбии и соседних странах; инки (кечуа и аймара) в Андах, в том числе в Перу, Эквадоре и Боливии; араваки в бассейне Амазонки; тупи на обширных пространствах вокруг устья Амазонки; гуарани в Парагвае, Аргентине и Южной Бразилии и арауканцы в Чили. О численности этих групп во времена Колумба имеется очень мало данных. Различные племена имели разного цвета кожу — от почти черного до меднокрасного и светлооливкового.
Ацтеки. «Сидящий койот». Базальт. Собрание К. Ставенхагена.
По хозяйственному укладу племена различались между собой не меньше, чем по языку и цвету кожи,— от кочевников Огненной Земли и племени сиу, охотившегося на бизонов в долине Миссисипи, до полуземледельческих племен северной части Атлантического побережья и оседлых индейцев Мексики, Центральной Америки и Перу, стоявших на высоком уровне культуры. По научной классификации, предложенной американским этнологом Морганом (в 1877 г.) 4, индейские племена находились на различных ступенях общественного развития — от высшей стадии дикости (индейцы бассейна реки Колумбия, района Гудзонова залива, внутренних районов Бразилии и др.) до низшей стадии варварства (все индейцы, жившие к востоку от реки Миссури — ирокезы, алгонкины и др.,— стояли в общем на этой ступени) и средней стадии варварства (замечательные общества ацтеков и инков в Мексике и Перу).
Хотя между многочисленными индейскими племенами, населявшими Западное полушарие, существовало много различий в смысле конкретной организации, все они по своему общественному устройству относились к одному и тому же типу племенной общины. В основе этого общественного устройства лежала система, при которой землей владело, распоряжалось и пользовалось все племя, независимо от того, чем это племя добывало себе средства к существованию — охотой, рыбной ловлей, скотоводством, земледелием или всеми этими занятиями одновременно. Однако система, при которой землей распоряжалась вся община, не гарантировала от возникновения войн между соседними племенами, территории которых вклинивались одна в другую. Они воевали из-за охотничьих угодий, водоемов, речных долин, берегов озер, месторождений кремня, залежей соли, из-за воды для нужд орошения и по другим поводам.
Ацтеки. «Голова мёртвого». Базальт. Национальный музей антропологии. Мехико.
Однако некоторые племена, особенно ацтеки и в меньшей степени инки, ко времени прибытия европейцев уже начали отходить от этой первобытной системы; у них стала широко распространяться частная собственность на землю, которая сопровождалась первоначальным классовым расслоением и эксплуатацией трудящихся.
Основной чертой племенной общины, существовавшей повсюду в Америке, была родовая, или клановая, организация общества; другими словами, восходящие формы общественного устройства — род, фратрия, племя, конфедерация племен — были основаны не на собственности или территориальной общности, а на укоренившемся принципе родственных связей. В этом отношении, как указывает Морган, индейские народы Западного полушария шли в основном тем же путем экономического и политического развития, какой проходили первобытные народы и в других частях света. Выводы Моргана были поддержаны Энгельсом *, а в последнее время Джорджем Томсоном и многими другими учеными. Томсон писал о критиках Моргана: «Все эти годы они силились опровергнуть Моргана, но им удавалось лишь опровергнуть друг друга. А тем временем работу Моргана, приобретшую благодаря Энгельсу столь большое значение, продолжают, ведя широким фронтом свои исследования, этнологи и археологи Советского Союза» 5.
*См Ф Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства.
Племенная община была (с некоторыми оговорками в отношении ацтеков и инков) глубоко демократичной. Дело не только в том, что хозяйство племени велось в интересах всех его членов, но и в том, что вожди индейцев — от самых мелких до высших — были выборными. Все общественное устройство было проникнуто глубоким сознанием человеческой солидарности. Касаясь этой характерной черты индейской демократии, Морган пишет: «Все члены ирокезского рода обладали личной свободой и были обязаны защищать свободу друг друга; они пользовались одинаковыми привилегиями и личными правами. Сахемы и вожди не претендовали ни на какие привилегии; род представлял собой братство, связанное родственными узами. Основными принципами родовой организации были свобода, равенство и братство, хотя это никогда и не провозглашалось. Эти факты имеют важное значение, так как род был первичной общественной и административной единицей, основой организации индейского общества. Система, состоящая из таких элементов, неизбежно должна была отражать их характер, ибо какова часть, таково и целое. Этим и объясняется сознание независимости и человеческого достоинства, повсюду отличающее характер индейца»6. Эти замечания относятся ко всем племенам, населявшим Западное полушарие, за исключением ацтеков и инков.
До завоевания Америки европейцами индейская женщина занимала почетное положение в первобытном обществе, в котором она жила; таким положением она уже никогда потом не пользовалась. Она была хозяйкой дома и распоряжалась всеми работами, связанными с домом, включая и земледелие на его ранней стадии; она принимала полноправное участие в выборах, происходивших в племени, и на некоторых этапах развития родословная племени велась исключительно по женской линии. Энгельс пишет: «Одним из самых нелепых представлений, унаследованных нами от эпохи просвещения XVIII столетия, является мнение, что будто бы в начале развития общества женщина была рабыней мужчины. Женщина у всех диких и у всех варварских племен, стоявших на низшей, средней и отчасти также высшей ступени варварства, не только пользуется свободой, но и занимает весьма почетное положение» *.
* К Маркс а Ф. Энгельс, Соч. т. XVI, ч. I, стр. 33.
Морган говорит: «В эпоху открытия Америки европейцами индейские племена в общем имели родовую организацию и родство считалось по женской линии. У некоторых племен, как, например, у дакота, роды распались, у других, как, например, у оджибуа, омаха и майя, счет родства по женской линии сменился счетом по мужской линии»7. Кларк Уисслер пишет о роли индейских женщин: «Мы знаем, что индейская женщина сделала для процветания своего народа не меньше, чем мужчина. Она была выносливым работником, хорошим мастером, квалифицированным ремесленником, незаурядным художником, до некоторой степени архитектором, земледельцем, путешественником, рыболовом, охотником, врачом, проповедником, а при нужде и вождем»8. Говоря о положении в колониальной Канаде, Фрэнсис Паркмэн указывает: «У этого племени [ирокезы] — самого дикого на всем континенте — женшины пользовались таким политическим влиянием, которого они, пожалуй, никогда не достигали ни в одном цивилизованном государстве» 9. Положение женшины у ацтеков было гораздо лучше, чем в Испании — как в те времена, так и теперь. Среди индейских племен была широко распространена полигамия, хотя многие из них уже окончательно перешли или начали переходить к моногамии.
Среди некоторых индейских племен Америки значительное распространение имело людоедство. Рэйдин говорит, что оно было широко распространено, и приводит много примеров, относящихся к индейцам Южной Америки 10. Однако людоедство носило по большей части характер военного или религиозного обряда, как, например, у ацтеков в Мексике. Слово «каннибал», как полагают, произошло от искаженного названия караибов, населявших Вест-Индию. Люди, враждебно настроенные по отношению к индейцам, пытаются преувеличить сведения о распространении среди них людоедства.
Вопреки клеветническим утверждениям жестоких завоевателей индейцы обладали высоким чувством чести и справедливости в отношениях друг с другом и с иноплеменниками; это было естественным следствием их примитивно демократического общественного устройства. Они не знали ужасающей нищеты, заброшенности стариков, эксплуатации детей и всех бедствий, которые стали уделом индейцев после покорения их значительно превосходившими в техническом отношении якобы более цивилизованными капиталистическими государствами.
Кроу в своей книге «Эпическая повесть о Латинской Америке» пишет об индейцах, населявших Перу: «Жизнь среднего индейца, несомненно, стояла на очень примитивном уровне. И все же каждый, кто был в состоянии работать, работал; ни один больной не оставался без ухода, преступления совершались редко, старики и калеки имели все жизненно необходимое; и движущей силой экономики инков было сотрудничество ради общего блага, а не борьба за наживу». Об Аргентине он писал: «Когда туда явились испанцы, местное население жило в опрятных подземных деревнях, окруженных изгородями из кактусов и тщательно возделанными полями. Индейцы носили шерстяную одежду, расшитую красивыми узорами и металлическими блестками; на правом запястье у них висел кинжал. Их просторные жилища могли вместить «десять всадников»... Индейцы... были «прекрасными земледельцами, отличались трудолюбием и спокойным нравом» 11.
Веррил пишет: «Среди подлинно первобытных индейцев я никогда не встречал воров. Мне доводилось жить целыми днями, неделями и месяцами в индейских селениях, где жилищем людям служит простой навес и где все мои пожитки и товары, представлявшие для индейцев бесценные и соблазнительные сокровища, лежали на виду у всех без всякой охраны. И ни разу у меня не украли ни одной вещи»12.
АЦТЕКИ
Читать полностью
https://www.phantastike.com/history/essay_political_history/djvu/view/
|