Мехти Ганифа оглы Гусейн-заде (азерб. Mehdi Hənifə oğlu Hüseynzadə; 22 декабря 1918, Новханы — 16 ноября 1944, Витовле близ Триеста, Италия, ныне Словения) — советский лейтенант, югославский партизан и разведчик, прославившийся дерзкими операциями против немецко-итальянских захватчиков в годы Второй мировой войны на территории Югославии и Италии; Герой Советского Союза, азербайджанец по национальности.
Мехти Гусейн-заде родился 22 декабря 1918 года в селе Новханы Бакинской губернии, в семье будущего начальника Бакинской городской милиции Ганифа Гусейн-заде, участвовавшего после установления советской власти в борьбе с бандитизмом на территории Азербайджана. В 1936 году он окончил Бакинское художественное училище, затем учился в Ленинградском институте иностранных языков, а в 1940 году, возвратившись в Баку, продолжил образование в Азербайджанском педагогическом институте имени В. И. Ленина.
Барельеф на стене дома в котором жил Мехти Гусейн-заде в Баку
В августе 1941 года Мехти был призван в РККА. После окончания Тбилисского военно-пехотного училища его в 1942 году отправили на фронт, где в этот период шли ожесточённые сражения. Участвовал в Сталинградской битве, являясь командиром миномётного взвода. В августе 1942 года под городом Калач он тяжело раненым попал в плен. Был отправлен в Германию. В столице Германии он в течение трёх месяцев посещал курсы переводчиков, изучив немецкий язык.
Партизан «Михайло»
В начале 1944 года Мехти Гусейн-заде с группой товарищей бежал из лагеря в Италии и присоединился к югославским партизанам, действовавшим в Словенском Приморье Адриатики. Он возглавил разведывательно-диверсионную группу при штабе 9-го корпуса Народно-освободительной армии Югославии. В середине января Гусейн-заде вместе со своими бойцами захватили представлявшие значительную важность топографические карты противника. В следующем месяце Гусейн-заде в форме немецкого офицера пробрался в немецкие казармы и, подложив мину к огнетушителям, взорвал центральное помещение. 2 апреля он организовал взрыв здания кинотеатра в Вилле Опчине недалеко от Триеста, в результате чего погибли 80 и было ранено 110 немецких солдат и офицеров, 40 из которых потом скончались в госпитале. В том же месяце в Триесте в ходе диверсии, осуществлённой Михайло, по улице Виа Гега был взорван «Солдатенхейм» — солдатский дом. В итальянской фашистской газете «Ил-Пикколо» была помещена заметка "Террористическое покушение на «немецкий солдатский дом», в которой официально сообщается: «Вчера, в субботу, коммунистические элементы совершили террористическое покушение на „Немецкие солдатские казармы" в Триесте, которое стоило жизни некоторым немецким солдатам и некоторым итальянским гражданам». Спустя время Мехти совместно со своим товарищем Али Тагиевым и антифашистом Гансом Фрицем совершили ещё одну диверсию, взорвав мост близ железнодорожной станции Постайно, в результате чего потерпел железнодорожную катастрофу немецкий товарный поезд, состоящий из 24 вагонов. Через несколько дней, по решению партизанского штаба, Михайло казнил офицера гестапо Н. Картнера.
В сентябре того же года Мехти Гусейн-заде в форме немецкого офицера технической службы проник на аэродром противника и с помощью мин замедленного действия взорвал 2 самолёта и 25 автомашин. В октябре партизаны под командованием Михайло организовали налёт на местную тюрьму. Мехти, в форме офицера вермахта, вместе с двумя партизанами, которые также были переодеты в форму немецких солдат, в сопровождении «пленных», подошли к воротам немецкой тюрьмы и потребовали от часового открыть ворота. Как только они оказались на территории тюрьмы, Гусейн-заде со своими партизанами обезоружили охрану и открыли двери всех камер, освободив 700 военнопленных, в том числе 147 советских воинов. Также был захвачен и доставлен в партизанский штаб начальника тюрьмы. На следующий день фашистское радио передало, что на тюрьму, якобы, напала трёхтысячная партизанская дивизия. Кроме того, в ходе одной из акций Михайло проник в банк, где захватил, а затем доставил в партизанский штаб, миллион итальянских лир.
Сражаясь в далёкой Адриатике, Гусейн-заде не переставал помнить о своём отечестве. В одном из своих стихотворений он с исключительной теплотой вспоминает о своей родине:
Я хотел стать багряным осенним листом,
Чтобы ветра порыв подхватил бы меня,
И, подняв над лесами, над снежным хребтом,
На родной стороне опустил бы меня...
В другом стихотворении Михайло писал: «Боюсь, что молодым умру!». В письме сестре Хурриет он пишет:
«Я не знаю, останусь в живых или нет, но даю вам слово, что не придётся вам опускать голову из-за меня, и когда-нибудь вы обо мне услышите. Если я погибну, то погибну, как герой, — смертью храбрых»
По поручению командования 9-ого корпуса Народно-освободительной армии Югославии, Михайло создал и возглавил разведывательно-диверсионную группу при штабе 31-й дивизии им. Градника. За его голову немцы установили награду в размере 400 тыс. лир, но Гусейн-заде продолжал оставаться неуловимым.
16 ноября 1944 года был окружён немецкими солдатами в словенском селе Витовле после неудачной операции по захвату имущества и снаряжения на немецких складах. «Михайло» Мехти открыл огонь по немцам, тем самым обнаружив себя и сохранив жизни жителям села, не желавшим выдавать партизана. Мехти отстреливался до конца, убив 25 врагов. Последнюю пулю Михайло пустил себе в сердце. Его тело было погребено местными жители, затем перезахоронено на кладбище местечка Чеповани
|