Рембрандт (1963) фильм-спектакль БДТ им. М.Горького
Несколько эпизодов из жизни голландского живописца
Харменса ван Рейна Рембрандта.
По одноименному произведению Дмитрия Кедрина.
Рембрандт Харменс ван Рейн
«Автопортрет с золотой цепью
Рембрандт ван Рейн родился в Лейдене в 1606 году. На годы ученичества он приезжает в Амстердам, где поступает в мастерскую художника Ластмана.
По окончании учебы в 1625 году начинает свою творческую жизнь в Лейдене. Но в 1631 году художник вновь и теперь навсегда оставляет Лейден и переселяется в Амстердам, с которым будет связана вся последующая жизнь мастера. Уже в первые годы пребывания в Амстердаме он пользуется успехом, в первую очередь благодаря своим портретам. Хотя Рембрандт еще очень молод, у него появляется много учеников. Он становится самым популярным портретистом города. В 1634 году он женится на Саскии ван Эйленбург, происходившей из богатой амстердамской семьи. Брак сблизил его с состоятельными кругами общества. На протяжении всей своей жизни Рембрандт написал великое множество автопортретов. По ним с удивительной точностью можно проследить, как на протяжении жизни меняется мироощущение художника. «Автопортрет с золотой цепью» принадлежит к ранним автопортретам художника и написан накануне женитьбы. С картины смотрит лицо молодого, очень уверенного в себе человека. Успех, любовь, богатство -все для него достижимо, все ему по плечу.
В 1642 году происходит коренной перелом в творчестве и жизни художника - умирает его горячо любимая жена - Саския. Это не только нанесло тяжелый удар по его личности, но и содействовало тому, что связи художника с амстердамской знатью заметно ослабели. В том же году Рембрандт пишет групповой портрет стрелковой роты, известный под названием «Ночной дозор». В этой работе художник решительно меняет тип сложившегося в Голландии группового парадного портрета, пытаясь представить его как жанрово-историческую картину. Смелое воображение мастера не пришлось по вкусу заказчикам, и дело довели до суда. Все это имело серьезные последствия в жизни художника, он постепенно терял известность, которую в молодости так быстро завоевал. В конце концов художник остается почти один, с годами его забывают, он больше никому не нужен.
Вирсавия
Его дела идут далеко не блестяще, доходит даже до судебной тяжбы с домоправительницей.
В 1656 году его дом и любовно собранные коллекции были проданы с молотка.
Но беды и душевные переживания не остановили творческого развития художника. Перестав быть модным портретистом, он стал видеть зорче, круг его наблюдений расширился. Среди близких людей и ценителей он больше не зависел от вкусов общества и полностью отдавался своим исканиям. Ему раскрылась красота обыденности, он серьезнее и глубже взглянул на задачи искусства. После смерти первой жены в жизнь художника вошла другая женщина. Хендрикье Стоффельс сначала была служанкой в доме художника. Ее открытость и бесконечная доброта помогли Рембрандту пережить все навалившиеся беды. Она стала верной спутницей мастера, матерью его сына, любимой моделью. Хендрикье позировала и для «Вирсавии».
В этой картине, написанной в 1654 году, художник только начинает путь к осознанию красоты повседневного. Трактовка столь любимого живописцами библейского сюжета здесь сведена до естественной бытовой сцены. В обнаженной фигуре, что необходимо по иконографии сюжета, совсем не чувствуется царственной повелительности будущей матери царя Соломона. На темном фоне мягким светлым силуэтом, как бы растворяясь в воздухе, выделяется фигура Вирсавии. Она не блещет красотой в обычном понимании этого слова. В ее облике больше теплоты и милостивости, чем ослепительного сияния. Ее рука сжимает только что полученное письмо, весь ее облик говорит о трудности принятия связанного с ним решения. Перед Вирсавией склонилась старая служанка, подстригающая ногти хозяйки. Всем своим видом она как бы подчеркивает простоту и заурядность происходящего.
В пятидесятых годах XXVII столетия Рембрандт все реже получает заказы на портреты, но потребность писать живое человеческое лицо у него не ослабевает. Он пользуется любой возможностью, чтобы пригласить в мастерскую людей, с которыми сводит его судьба. Самые светлые образы, созданные художником, - это портреты близких родных и друзей, которых он писал многократно. Особой проникновенностью отличаются портреты спутницы художника, приветливой и бесконечно доброй Хендрикье, и болезненного, хрупкого юноши - сына Титуса.
Рембрандт умер в возрасте шестидесяти трех лет, Хендрикье умерла на два года раньше. Это было новой большой трагедией в жизни мастера. Уже после смерти жены он завершает одну из своих последних работ - «Автопортрет за мольбертом». Из глубин теплого темно-коричневого фона с полотна смотрит полное сдержанного достоинства лицо мастера, все остальное как бы растворяется в темноте, и только руки, держащие палитру, привлекают внимание зрителя. Этот автопортрет стал первой работой Рембрандта в Лувре.
Он был приобретен проницательным Людовиком XIV, приказавшим скупить все оставшиеся после смерти художника работы. Именно этому королевскому решению Лувр обязан столь обширной коллекцией работ великого мастера.
«Автопортрет за мольбертом»
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15.7.1606, Лейден, — 4.10.1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик и офортист. искусство Р. отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Сочетая проникновенность характеристик с исключительным мастерством живописи (в которой особо важное значение имеют тончайшие эффекты светотени), Р. писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены, превращавшиеся под его кистью в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях, обогащенный наблюдениями мастера над современной ему народной жизнью. Как график Р. являлся неутомимым и оригинальнейшим рисовальщиком и непревзойдённым мастером офорта [технику офорта Р. часто соединял с применением сухой иглы и достигал, кроме того, живописных эффектов приёмами печати (т. н. затяжка)].
Р. родился в семье мельника. После кратковременного пребывания в Лейденском университете (1620) Р. всецело посвятил себя искусству. Он учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620—23), затем в Амстердаме у П. Ластмана (1623); около 1625—31 Р. самостоятельно работал в Лейдене. Ранние картины ("Принесение во храм", около 1628—29, Кунстхалле, Гамбург) несколько пестры и мелочны по исполнению, но в них уже есть богатство фантазии, стремление к выразительной передаче эмоций. В 1632 Р. переселился в Амстердам. Большую роль в дальнейшей жизни и деятельности Р. сыграло его супружество с Саскией ван Эйленбюрх (1634—42) и Хендрикье Стоффелс (около 1649—63). 1630-е — начальник 1640-х гг. — период наибольшего успеха и личного благополучия мастера. Снискав известность групповым портретом "Урок анатомии доктора Тюлпа" (1632, Маурицхёйс, Гаага), Р. получал обильные заказы; у него обучались многочисленные ученики. Заказные портреты этих лет отличаются детальной передачей черт лица, одежды, драгоценностей ("Проповедник Ансло с женой", 1641, Картинная галерея, Берлин-Далем); в автопортретах и портретах своих близких Р. писал шире и искал театрализованных эффектов ("Автопортрет с Саскией", около 1635, Картинная галерея, Дрезден; см. илл.). В картинах этих лет Р. нередко отдавал известную дань внешней патетике и динамичности барокко ("Ослепление Самсона", 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), но создавал и произведения, проникнутые подлинным драматизмом и демократизмом образов ("Снятие со креста", 1634, Эрмитаж, Ленинград), непосредственностью реалистической трактовки ("Даная", 1636, там же). К 1630-м гг. относятся его первые пейзажи ("Пейзаж с каменным мостом", около 1638, Рейксмюсеум, Амстердам), а также первые капитальные гравюры ("Возвращение блудного сына", 1636; автопортрет в берете, 1639). Прибегая к различным техническим приёмам, мастер создал в ранний период многие из своих лучших карандашных рисунков, но чаще всего он обращался к рисунку пером и кистью.
Конфликт, назревавший между искусством Р. и требованиями голландского буржуазного общества, утрачивавшего свои демократические традиции, проявился в 1642, когда картина "Ночной дозор" (Рейксмюсеум) вызвала протесты заказчиков. Вместо ожидавшегося обычного группового портрета Р. создал полную героического пафоса сцену выступления гильдии стрелков, по сути дела — историческую композицию, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. С этого момента приток заказов почти прекращается, в мастерской Р. остаются лишь единичные ученики. На протяжении 1640-х гг. творчество Р. утрачивает присущие ему ранее черты мажорности, мастер пишет преимущественно спокойные, проникнутые большой теплотой чувства библейские сцены, раскрывая тончайшие оттенки человеческих переживаний ("Давид и Ионафан", 1642, "Свыше семейство", 1645, — обе Эрмитаж; "Христос с учениками в Эммаусе", 1648, Лувр, Париж), продолжает работать над портретами ("Старик в шлеме", около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем) и пейзажами ("Зимний пейзаж", 1646, Картинная галерея, Кассель). Для живописи Р. этого периода характерны богатство светотени, теплота колорита, в котором преобладают сочетания красных и золотисто-коричневых тонов. Эмоциональной насыщенностью образного строя, тончайшей светотеневой игрой отмечена графика 1640-х гг. (гравюры: "Христос, исцеляющий больных", или т. н. "Лист в сто гульденов", около 1642—46; "Три дерева", 1643, см. илл.).
В композициях 1650-х гг. ("Иаков, благословляющий сыновей Иосифа", 1656, Картинная галерея, Кассель) Р. всё чаще обращается к крупнофигурным сценам, сообщая образам особую ясность и монументальность. В эти годы Р. создаёт многие из своих наиболее значительных портретов [портреты: Яна Сикса, 1654, см. илл.; сына Титуса за чтением, около 1657, Художественно-исторический музей, Вена; автопортреты (1660, Лувр, Париж, и др.)], в том числе портреты стариков, где воплощены внутренняя красота и мудрость людей, проведших долгую жизнь, полную горестей и лишений (т. н. портрет жены брата Р., 1654, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; портрет старика в красном, около 1652—54, Эрмитаж). Графика Р. 1650-х гг. сходна в основных чертах с современной ей живописью мастера (гравюры: "Слепой Товий", 1651; "Фауст", около 1652; "Три креста", 1653; см. илл.).
В 1656 Р. был объявлен несостоятельным должником; в 1657—58 всё его имущество было продано с аукциона. Р. перебирается в еврейский квартал Амстердама и там, в стеснённых обстоятельствах, проводит остаток жизни. В последнее десятилетие творчество Р. достигает наибольших высот и представляет собой как бы синтез всех исканий мастера. В 1661 Р. была заказана большая историческая картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии ("Заговор Юлия Цивилиса", сохранился лишь фрагмент, 1661, Национальный музей, Стокгольм; см. илл.). Это произведение, отличающееся монументальностью и героической мощью замысла, не было принято заказчиками из-за его сурового реализма. К позднему периоду относится также ряд наиболее глубоких и сложных по психологической структуре религиозных композиций Р. ("Ассур, Аман и Эсфирь", 1660, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; "Возвращение блудного сына", около 1668—69), замечательные своим лаконизмом и силой характеристик портреты ("Старейшины суконного цеха, или т. н. синдики", 1662, Рейксмюсеум; "Поэт И. Деккер", 1666, Эрмитаж). В поздних произведениях широкая, свободная живопись Р. приобретает особую пространственную глубину, а светотень выступает в качестве мощного средства композиционного построения и раскрытия психологических коллизий. Поздним рисункам Р. (исполненным преимущественно тростниковым пером) присущи предельная меткость наблюдений, выделение основных, наиболее характерных особенностей натуры. Хотя из непосредственных учеников Р. лишь немногие (например, К. Фабрициус и А. де Гелдер) сумели органически воспринять его творческие принципы, реалистическое новаторство произведений Р. сделало его одним из влиятельнейших художников в истории мирового искусства.
Лит.: Ровинский Д., Полное собрание гравюр Рембрандта..., т. 1—[4], СПБ, 1890; Гаман Р., Рембрандт. Гравюры, пер. с нем., [М.], 1924; О Рембрандте. [Сб.], М. — Л., 1936; [Линник И.], Рембрандт ван Рейн. 1606—1669. [Альбом], М., 1956; Ротенберг Е., Рембрандт Гарменс ван Рейн, [М., 1956]; Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII в., [Сб.], М., 1970: Рембрандт Гарменс ван Рейн, Картины художника в музеях Советского Союза. [Альбом. Авт. текста К. С. Егорова], Л., 1971; её же, Портрет в творчестве Рембрандта, М., 1975; Лазарев В. Н., Рембрандт портретист, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974, с. 157—201; Bode W., Hofsted е de Groot С., L’oevre complète de Rembrandt, v. 1—8, P., 1897—1906; Hind A. М,, Rembrandt's etchings, v. 1—2, L., 1923; Neumann K., Rembrandt, Bd 1—2, 4 Aufl., Münch., 1924; Weisbach W., Rembrandt, B. — .Lpz., 1926: Benesch О. [ed.]. The drawings of Rembrandt. Catalogue, v. 1—6, L., [1954—57]; его же, Rembrandt, [Gen., 1957]; Rosenberg J., Rembrandt, v. 1—2, L., [1964]; Bredius A., Gerson H., Rembrandt's paintings, L., 1969; White C., Rembrandt as an etcher, v. 1—2, L. — University Park, [1969].
М. В. Доброклонский.
БСЭ. — 1969—1978
|