Александр Вениаминович Мачерет (1896, Баку — 1979, Москва) — советский кинорежиссёр, сценарист, киновед и педагог, теоретик кино.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940).
Биография
Родился 28 декабря 1896 года в Баку.
В 1914—1915 годах учился в Парижском университете.
В 1922 году окончил факультет общественных наук Московского университета.
В 1922—1923 годах работал юрисконсультом Мособлисполкома.
В 1922—1924 годах — актёр, художник театральной мастерской Николая Фореггера («Мастфор»), в 1924—1928 годах — режиссёр, художественный руководитель театра «Синяя блуза». Участвовал в работе живой газеты «Смычка».
В 1928—1930 годах — режиссёр и член правления клуба «Красная Звезда» в Берлине. В книге «Три года в Берлинском торгпредстве» Тамара Солоневич писала о нём: "Небольшого роста, кругленький и добродушный, человек этот обладал царственным дарованием Юмора, с большой буквы. Достаточно ему было появиться на сцене и сказать несколько слов, как зал уже радостно ржал в ответ, все сразу веселели, морщины разглаживались. (...) С Мачеретом клубная жизнь оживилась, начались любительские постановки в стиле Синей Блузы, причем Мачерет сам сочинял злободневные пьесы в стихах, полные добродушной иронии с намеками на торгпредских служащих. Мачерет работал действительно не за страх, а за совесть. (...) Нужно добавить, что у Мачерета было еще одно незаменимое свойство — он удивительно умел уговаривать людей. Из этого свойства и вытекал его успех во всех начинаниях. Правда, только по первоначалу. Через год на Мачерета стали косо поглядывать, а через год и два месяца он тихо и незаметно исчез с берлинского горизонта, и на его месте в клубе появилась новая мрачная фигура какого-то бывшего чекиста. "
Вернувшись в Москву, работал ассистентом у Юлия Райзмана на фильме «Земля жаждет». Весной 1931 года был назначен заведующим сценарным отделом Московской кинофабрики.
В 1932 году на экраны вышел его режиссёрский дебют — фильм «Дела и люди», посвящённый ударникам Днепростроя.
В 1935 году по его сценарию «Окрыленные люди» Юлий Райзман поставил фильм «Лётчики».
В 1936 году по сценарию Валентина Катаева снял один из первых оборонных фильмов о будущей войне «Родина зовёт».
В 1938 году поставил по сценарию Юрия Олеши антифашистский фильм «Болотные солдаты», где характерный актёр Семён Межинский играл аптекаря-еврея.
В 1939 году на экраны вышла его кинодрама «Ошибка инженера Кочина» по мотивам пьесы братьев Тур и Льва Шейнина «Очная ставка», в которой были показаны различные типы шпионов.
Член художественного совета киностудии «Мосфильм» (1940)
В 1940 году в содружестве с Всеволодом Пудовкиным и Эсфирь Шуб написал сценарий юбилейного киноочерка «Кино за 20 лет».
В 1941 году поставил экспериментальный киносборник «Цветные киноновеллы» («Свинопас» и «Небо и ад»). По оценке российского киноведа Петра Багрова, «Свинопас» — «быть может, единственная безупречная экранизация Андерсена за всю историю советского кино»
7 июля 1941 года был включен в состав редакции «Боевых киносборников». В 1942—1943 годах — художественный руководитель Ташкентской киностудии, в 1944—1948 годах — Свердловской киностудии.
Фильм «Страницы жизни» поставлен им в 1948 году совместно с Борисом Барнетом, стал его последней режиссёрской работой.
В 1951—1955 годах работал заместителем директора по научной части Госфильмофонда СССР. Под его руководством была впервые предпринята систематизация фильмографических сведений о всех советских художественных фильмах и создан уникальный многотомный каталог.
Затем был членом редколлегии «Ежегодника кино». В 1960—1962 годах ассистировал Евгению Габриловичу в руководстве сценарной мастерской на Высших сценарных курсах, а в 1964—1966 годах преподавал работу с актёром на отделении режиссёров-постановщиков художественного фильма Высших курсов сценаристов и режиссёров.
Автор ряда книг и статей по вопросам истории и теории кино.
Умер 12 сентября 1979 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Фильмография
Режиссёр
1932 — Дела и люди
1934 — Частная жизнь Петра Виноградова
1936 — Родина зовёт
1938 — Болотные солдаты
1939 — Ошибка инженера Кочина
1941 — Цветные киноновеллы
1942 — Пауки (режиссёрская разработка, новелла в Боевом киносборнике № 11)
1944 — Я — черноморец (совместно с Владимиром Брауном)
1948 — Страницы жизни (совместно с Борисом Барнетом)
Сценарист
1932 — Дела и люди
1935 — Лётчики
1936 — Родина зовёт (совместно с Валентином Катаевым)
1938 — Болотные солдаты (совместно с Юрием Олешей)
1939 — Ошибка инженера Кочина (совместно с Юрием Олешей)
1940 — Кино за 20 лет (документальный, совместно с Всеволодом Пудовкиным, Эсфирь Шуб, Юрием Олешей)
1941 — Цветные киноновеллы
1948 — Страницы жизни (совместно с Валентином Катаевым)
Актёр
1958 — Сампо (СССР—Финляндия) реж. А. Птушко
Сочинения
Метод или жанр? // Синяя блуза : журнал. — 1926. — Сентябрь (№ 41). — С. 16—19.
«Дела и люди». Вместо предисловия к фильме // Пролетарское кино : журнал. — 1932. — № 13—14. — С. 11—13.
Московская фабрика Мосфильм // Советское кино : журнал. — 1933. — № 7. — С. 8—12.
Актер и кинодраматург. – Москва: Искусство, 1955. — 192 с.
Herec a filmový dramatik / Alexandr Veniaminovič Mačeret; Přel. dr. Otakar Váňa. — Praha: Státní pedagogické nakl., 1958. — 137 с.
Художественные течения в советском кино. — Москва: Искусство, 1963. — 335 с.
Реальность мира на экране. — Москва: Искусство, 1968. — 312 с.
Художественность фильма. — Москва: Искусство, 1975. — 255 с.
О поэтике киноискусства / Александр Мачерет. — М.: Искусство, 1981. — 304 с.
Звания и награды
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940)
|