17 декабря 1924 года на основании постановления СНК БССР «Об урегулировании кинодела БССР» было создано Управление по делам кино при Народном Комиссариате просвещения БССР — «Белгоскино» (эта дата отмечается как День белорусского кино).
Кинопроизводство в БССР началось с хроники и научно-популярных фильмов. В 1925 году были запечатлены первомайские торжества в Минске, также снимались: VII Всебелорусский съезд Советов, IX съезд КП(б)Б, 2-я сессия ЦИК БССР в Витебске, открытие Белорусской сельско-хозяйственной академии в Горках, организация первой коммуны и др.
Появлялись учебные и научно-популярные фильмы: «В здоровом теле — здоровый дух» (М. Леонтьев, 1925), «Мелиорация БССР» (М. Леонтьев, 1925), «Такая наша Беларусь» (Е. Петров, 1927).
В 1928 году «Белгоскино» организовало студию художественных фильмов «Советская Беларусь».
Первый игровой художественный фильм «Лесная быль» был снят в 1926 году и посвящён борьбе белорусского народа с иностранными захватчиками в 1920-м году. Режиссёра Юрия Тарича, создавшего эту экранизацию повести Михася Чарота «Свинопас», называют основоположником белорусского кино. Тема борьбы народа за социальное и национальное освобождение стала ведущей в кинематографе республики в 20—30-х годах. Знаковые фильмы по этой тематике в 20-е — «Кастусь Калиновский» (Владимир Гардин, 1928), «Сосны шумят» (Леонид Молчанов (белор.)русск., 1929), «В огне рождённая» (Владимир Корш-Саблин, 1930).
«Белгоскино» было одной из первых киноорганизаций в Советском Союзе, которая взяла на вооружение мультипликацию как средство политической пропаганды. В 1927 году был выпущен фильм «Октябрь и буржуазный мир» (не сохранился). Картина вышла к 10-летнему юбилею Великого Октября и иллюстрировала основные этапы истории Советской России вплоть до 1927 года.
30-е годы. В 1930-е годы продолжается развитие темы национального и социального освобождения: «Первый взвод» (Владимир Корш-Саблин, 1933), «Балтийцы» (Александр Файнциммер, 1937), «Одиннадцатое июля» (Юрий Тарич, 1938).
В конце 20-х—начале 30-х годов создаются фильмы по теме современности: «Рубикон» (Владимир Вайншток, 1930), «Женщина» (Ефим Дзиган, 1932), «Дважды рождённый» (Эдуард Аршанский, 1934), «Золотые огни» (Владимир Корш-Саблин, 1935), «Путь корабля» (Юрий Тарич, 1935), «Искатели счастья» (Владимир Корш-Саблин, 1936).
Большую роль в разработке современной тематики в кино сыграли агитпропфильмы. Создавались специальные фильмы для детей, лучшие из них — «Полесские робинзоны» (И. Бахарь и Леонид Молчанов, 1934), «Концерт Бетховена» (Владимир Шмидтгоф, 1937). Заметные комедии второй половины 30-х — «Девушка спешит на свидание» (Михаил Вернер и Сергей Сиделёв, 1936), «Моя любовь» (Владимир Корш-Саблин, 1940).
10 ноября 1930 года премьера первого белорусского экспериментального звукового фильма — «Переворот». Главным режиссёром этой документальной ленты с символическим названием стал Юрий Тарич. Фильм представляет собой набор из пяти сюжетов, демонстрировавших возможности звукового кинематографа: речь председателя СНК БССР, декламация поэмы, концерт, звуковая хроника и политический шарж «Приключения Алёнки на границе».
В 30-е годы большое внимание уделялось постановке фильмов по литературным произведениям, были поставлены фильмы «Поручик Киже» (Александр Файнциммер, 1934) экранизация повести Юрия Тынянова по известному историческому анекдоту, «Соловей» (Эдуард Аршанский, 1937) по повести Змитрока Бядули, «Маска» (Сергей Сплошнов, 1938), «Налим» (Сергей Сплошнов, 1938), «Медведь» (Исидор Анненский, 1938) и «Человек в футляре» (Исидор Анненский, 1939) по произведениям Антона Чехова. Всего до 1941 года студией игровых фильмов было снято около 60 картин.
Военное время. В годы Великой Отечественной войны белорусские кинодокументалисты участвовали в съёмках фильмов «Разгром немецких войск под Москвой», «День войны», «Народные мстители», «Бой за Витебск», «Минск наш», «Бобруйский котёл». Операторы кинохроники (Моисей Беров, И. Вайнерович, Владимир Цитрон и Владимир Цеслюк) в составе Центральной студии документальных фильмов снимали фронтовые репортажи. Партизанскую кинолетопись создали операторы Минской студии кинохроники и др. студий страны: Николай Быков, Е. Комаров, Оттилия Рейзман, Мария Сухова, Семён Школьников и др.
Организованная в Алма-Ате на базе Центральной объединённой киностудии группа творческих работников белорусского кино создала альманах «Белорусский киносборник» (Владимир Корш-Саблин и Юрий Тарич, 1942). В 1942—1944 годах группа белорусских кинодеятелей на базе Центральной студии документальных фильмов выпускала киножурнал «Советская Белоруссия», в 1944 году сняла полнометражный документальный фильм «Освобождение Советской Белоруссии» (Владимир Корш-Саблин и Николай Садкович) и фильм-концерт «Живи, родная Беларусь!» (Владимир Корш-Саблин и Николай Садкович).
Послевоенные годы. Беларусьфильм В 1945 году киностудия художественных фильмов «Советская Беларусь» возобновила свою деятельность. В 1946 году её переименовали в «Беларусьфильм». Первые годы после войны большей частью выпускались документальные фильмы и киножурналы. Первой большой творческой удачей послевоенного периода стал художественный фильм о герое минувшей войны — «Константин Заслонов» (Владимир Корш-Саблин и Александр Файнцимме, 1949), другая крупная работа на тему войны: «Часы остановились в полночь» (Николай Фигуровский, 1958).
В первой половине 50-х годов экранизируются театральные постановки: «Павлинка» (Александр Зархи, 1952), «Поют жаворонки» (Владимир Корш-Саблин и Константин Санников, 1953), «Кто смеётся последним?» (Владимир Корш-Саблин, 1954).
60-е годы В 1960 году было построено новое здание студии, где начали работу три творческих объединения: художественных фильмов, документальных «Летопись» и телевизионных «Телефильм», мастерская мультипликационных фильмов. В 1961-1968 годах существовала Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов. В 1962 году основан Союз кинематографистов БССР. Заметные военные фильмы этого времени: «Третья ракета» (Ричард Викторов, 1963), «Альпийская баллада» (Борис Степанов, 1965), «Через кладбище» (Виктор Туров, 1965), «Я родом из детства» (Виктор Туров, 1966), два фильма по мотивам романа «Партизаны» Алеся Адамовича — «Война под крышами» (Виктор Туров, 1967) и «Сыновья уходят в бой» (Виктор Туров, 1969), тема войны в детском кино — «Девочка ищет отца» (Лев Голуб, 1959), «Иван Макарович» (Игорь Добролюбов, 1968) и др.
С начала 1960-х годов значительное внимание уделяется как историческим фильмам: «Красные листья» (Владимир Корш-Саблин, 1958), «Москва — Генуя» (Алексей Спешнев, при участии Владимира Корш-Саблина и Павла Арманда, 1964), «Я, Франциск Скорина...» (Борис Степанов, 1970) и др., так и фильмам для детей и юношества: «Город мастеров» (Владимир Бычков, 1965), «Анютина дорога» (Лев Голуб, 1967), «Мы с Вулканом» (Валентин Перов, 1969).
70-е годы. Владимир Короткевич и Валерий Рубинчик на киностудии «Беларусьфильм» во время монтажа картины «Дикая охота короля Стаха» В 1970-е годы на «Беларусьфильм» приходят новые режиссёры. Появляются фильмы: «Вся королевская рать» (Наум Ардашников и Александр Гуткович, 1971) , политический памфлет «Вашингтонский корреспондент» (Юрий Дубровин, 1972), экранизация произведений Джека Лондона «Время-не-ждёт» (Виталий Четвериков, 1975) и Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха» (Валерий Рубинчик, 1979).
Заметные фильмы о войне этого периода: «Батька» (Борис Степанов, 1971), «Пламя» (Виталий Четвериков, 1974), «Волчья стая» (Борис Степанов, 1975), «Чёрная берёза» (Виталий Четвериков, 1977).
В белорусском кино этого периода чрезвычайно ярко выделяются фильмы для детей и юношества: экранизация произведений Анатолия Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица» (Николай Калинин, 1973 и 1974 годы) и «Последнее лето детства» (Валерий Рубинчик, 1974); мюзиклы по сюжетам сказок «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» (Леонид Нечаев, 1975 и 1977 годы); по мотивам «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского «По секрету всему свету» (Игорь Добролюбов, 1976), «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (группа режиссёров, 1979); о войне «Полонез Огинского» (Лев Голуб, 1971) и «Венок сонетов» (Валерий Рубинчик, 1976). В 1976 году, к 50-летию выхода фильма «Лесная быль», создан и открыт Музей истории белорусского кино.
|