Спектакль по одноименной драме М.Горького «На дне» в постановке Московского Художественного академического театра им. М.Горького. 1952 год.
Режиссер: Постановка:
К.Станиславский и В. Немирович-Данченко
В ролях: П. Массальский, А. Грибов, И. Раевский, Ф. Шевченко, К.Иванова, В. Готовцев, С. Яров, А. Жильцов, Н. Тихомирова, А. Тарасова, А. Дмоховская, С. Блинников, В. Орлов и др.
5 января 1863 г. (17 января по новому стилю) родился Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев), реформатор театра, актер, режиссер, основатель Московского Художественного театра, автор целой системы методов и принципов воспитания актера, известных под термином "система Станиславского", один из родоначальников театральной школы, часто именуемой "реалистической".
Константин Сергеевич родился в богатой патриархальной семье Алексеевых. Род Алексеевых - известных промышленников и знаменитых меценатов - был одним из самых старых и уважаемых в Москве. В 1881 г. Константин Алексеев закончил Лазаревский институт восточных языков. По окончании института работал в фирме отца, которая занималась производством хлопка и шерсти, имела заводы, занималась овцеводством и коневодством; и вскоре стал одним из авторитетнейших директоров "Товарищества Владимира Алексеева". Однако его увлечение театром становилось год от года все сильнее.
В своем подмосковном имении, в селе Любимовке, был построен флигель с настоящей сценой, зрительным залом, артистическими уборными, где начал работу любительский кружок ("Алексеевский"). Здесь Константин Сергеевич стал выступать в качестве режиссера и актера. Для того, чтобы не пошатнуть авторитет семьи (профессия актера не считалась престижной) взял псевдоним Станиславского.
В 1896 г., исчерпав все возможности любительского театрального Общества, Станиславский решил создать настоящий профессиональный, общедоступный театр. Небольшой суммы денег оказалось достаточным, чтобы дать делу первоначальный толчок. 14 июня 1898 г. театральная труппа впервые собралась на даче Н.И Архипова (впоследствии режиссера Арбатова) в Пушкино. Эта дата и считается днем рождения Московского Художественного театра.
Первые репетиции проходили в сарае на берегу реки. Готовили сразу несколько спектаклей: "Отелло" и "Венецианский купец" В. Шекспира, "Царь Федор" А.К. Толстого, "Трактирщица" К. Гальдони и "Чайка" А.П. Чехова. Осенью Станиславский снял здание театра "Эрмитаж", и 14 октября состоялось торжественное открытие театра и премьера "Царя Федора".
Первый сезон завершился с 40-тысячным дефицитом. Однако пайщики, вложившие первоначальную сумму, не только согласились повторить взносы, но и приняли решение о строительстве специального здания, оснащенного всеми новинками театральной машинерии. Как показало будущее, они не прогадали.
Слава Художественного театра начала стремительно расти от одного сезона к другому. Огромную роль в этом сыграли чеховские спектакли: "Дядя Ваня", "Три сестры", «Вишневый сад". И, конечно, блистательный актерский состав: О.Л. Книппер-Чехова, В.И. Качалов, А.П. Вишневский и др. Про Ольгу Книппер, жену Антона Павловича Чехова, говорили, что «она не играла, а жила на сцене».
Финансовые дела театра значимо улучшились, и в 1902 г. МХТ переехал в свое собственное здание в Камергерском переулке. В 1906 г. театр отправился на заграничные гастроли, принесшие ему славу за рубежом. До этого Запад совершенно не знал русского театрального искусства.
В 1918 г. театр оказался на грани закрытия. В это сложное время Станиславскому помог нарком просвещения А.В. Луначарский - давний поклонник его таланта, горячо защищавший МХТ от нападок пролеткультовцев. Станиславский искренне старался найти отклик у нового советского зрителя, однако успех пришел не сразу.
В сезон 1919/20 г. Станиславский поставил байроновского "Каина". Но спектакль не имел успеха у советской публики (это была единственная его премьера за шесть лет с 1918 по 1923 г.). В 1922 г. МХАТ выехал на зарубежные гастроли в Германию, Чехословакию, Францию, США. Здесь, особенно в США, успех был ошеломляющим. В 1923 и 1924 гг. гастроли в США повторились. Для американского издательства Станиславский пишет в 1924 г. в нью-йоркской Публичной библиотеке (где для него специально сняли отдельную комнату) книгу "Моя жизнь в искусстве". Вернувшись после двухлетнего отсутствия в Москву, он с новыми силами отдается творчеству.
В 1926 г. после многолетней работы на старом репертуаре МХАТ дал сразу четыре премьеры: "Горячее сердце" А.Н. Островского, "Николай I и декабристы" А.Р. Кугеля, "Продавцы славы" М. Паньоля и "Дни Турбиных" М.А. Булгакова. Последняя пьеса стала настоящей театральной сенсацией и своего рода символом послереволюционного МХАТа.
Триумфом стала постановка "Бронепоезд 14-69" В.В. Иванова (1928). Советская критика, до этого не раз упрекавшая Станиславского в старомодности и консерватизме (а после "Дней Турбиных" даже в сочувствии к белому движению), встретила "Бронепоезд 14-69" с воодушевлением. Луначарский писал: "Это был триумф молодой советской литературы и советского театрального искусства - искусства социалистического реализма".
В 1928 г. во время празднования 30-летнего юбилея МХАТа у Станиславского случился инфаркт. После этого он должен был отойти от прямого участия в театральных делах. Как художественный руководитель он участвовал потом только в двух постановках: "Мертвых душах" и "Талантах и поклонниках". Последние годы большей частью проводил на заграничных курортах.
В августе 1938 г. Станиславский скончался, войдя в мировую историю не только как артист и режиссер, но и как теоретик, создавший науку о творчестве артиста, открывший законы его поведения на сцене.
В основе его мировоззрения стоит идея равенства и ценности каждого человека на земле, а в театре - единство труппы, жизненной достоверности образов в каждом эпизоде, подлинность актерского переживания. Система Станиславского стала классикой актерского мастерства. До сих пор бытуют и его знаменитые цитаты:
«Трудное дело надо сделать привычным, привычное легким, а легкое приятным»;
«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь»;
«Театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет»;
«Если исполнитель не проявляет в роли своей человеческой природы, его создание мертво»;
«Надо развивать или уходить со сцены. Иначе вы попадете в руки режиссеров, которые заменит недостающее вам воображение своим. Не лучше ли развить собственное воображение?» и т.д.