Франко Иван Яковлевич (27.8.1856, с. Нагуевичи, ныне с. Ивано-Франково Дрогобычского района Львовской обл., – 28.5.1916, Львов), украинский писатель, учёный, общественный деятель. Родился в семье сельского кузнеца. Окончил гимназию в Дрогобыче. В 1875 поступил на философский факультет Львовского университета. За революционную деятельность подвергался преследованиям, арестам.
Писать начал ещё в гимназии; в студенческие годы широко развернулась его литературная и публицистическая деятельность. В 1878 вместе с М. Павликом издавал журнал "Громадський друг" ("Друг общества"), дважды закрывавшийся полицией и выходивший под другими название ["Дзвiн" ("Колокол"), "Молот"]. Печатался в прогрессивных украинских ["Свiт" ("Свет")], польских ["Львовский курьер" ("Kurjer Lwowski"), "Друг народа" ("Przyjaciel ludu"), "Труд" ("Praca")], немецких ["Время" ("Die Zeit")] и др. периодических изданиях. В 1890 по выходе из тюрьмы основал вместе с Павликом и О. Терлецким в Галиции Русско-украинскую радикальную партию, объединившую укр. крестьян и ремесленников, издавал журнал "Народ" (1890) и "Хлiбороб" (1891). В 1894–97 вместе с женой Ольгой Ф. издавал журнал "Житте i слово". Публицистические, критические и научные статьи Ф. в этих изданиях проникнуты революционной идейностью, пафосом дружбы народов, разоблачают клерикализм и реакцию.
В 1891 (после десятилетнего перерыва) Ф. сдал выпускные экзамены в Черновицком университете; в 1893 защитил докторскую диссертацию ("Варлаам и Иосаф, старохристианский духовный роман и его литературная история") в Венском университете. Был избран доцентом кафедры укр. литературы и этнографии Львовского университета, но не был допущен к преподаванию реакционными властями. В 1906 Ф. присвоено Харьковским университетом звание почётного доктора рус. словесности. Не оставляя публицистической и литературно-критической деятельности, оживившейся в период рус. революции 1905–07, Ф. в дальнейшем главное внимание уделял литературному творчеству, переводам (с рус., польск., немецкого, англ., франц., чеш., словацкого языков; переводил Г. Гейне, У. Шекспира, А. С. Пушкина и др.) и научной деятельности (труды в области истории, экономики, фольклористики, этнографии, литературоведения). Он выступил как новатор, открывший новые пути укр. общественной мысли, поэзии, прозы, драматургии.
Первый зрелый сборник стихов Ф. "С вершин и низин" (1887) – наиболее выдающееся явление укр. поэзии после Т. Г. Шевченко. В стихотворении "Гимн" воспет "вечный революционер" – творческий дух человека, преобразующего мир. Пафосом революционной борьбы проникнуты составляющие ядро сборника циклы политической лирики "Думы пролетария", "Вольные сонеты", "Тюремные сонеты"; в них звучат отголоски "Манифеста Коммунистической партии", "Интернационала". Этот и др. сборники стихов и поэм Ф. – "Увядшие листья" (1896), "Из дней печали" (1900), "Semper tiro" (1906) – отличались богатством и новизной тем и идей, жанров, строфики, ритмики, новаторским преобразованием канонизированных форм. Велик его вклад и в развитие жанра социально-философские поэмы ("Смерть Каина", 1889; "Иван Вишенский", 1900; "Моисей", 1905, и др.).
Проза Ф. положила начало новому этапу развития реализма в укр. литературе. В его очерках, рассказах, повестях и романах изображение жизни одухотворено социалистической идейностью; он ввёл новые темы (пролетаризация крестьянства, формирование рабочего класса, его переход к организованной классовой борьбе), новые конфликты (борьба труда с капиталом), новых героев – сознательных защитников интересов трудящихся (интеллигентов, крестьян, рабочих). Наиболее значительны в этом отношении повести "Boa constrictor" (1878) и "Борислав смеется" (1881–82), историческая повесть "Захар Беркут" (1883), социально-психологические повести и романы "Лель и Полель" (1887), "Перепутья" (1900). Поэзия, проза и драматургия Ф. (драма "Украденное счастье", написана в 1891) преемственно связаны с лучшими традициями мировой лирики (Н. А. Некрасов, Гейне), прозы (главным образом русской – Л. Н. Толстой, Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин) и драматургии (А. Н. Островский).
В литературной критике и эстетике Ф. – последователь и продолжатель рус. революционных демократов, пропагандист их наследия и реалистической рус. литературы. Он был знаком с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, переводил и пропагандировал их произведения, сделал первые шаги к осмыслению литературы, искусства в свете социалистических идеалов, а в творческой практике довольно близко подошёл к некоторым принципам, легшим позже в основу социалистического реализма. Как публицист и критик активно боролся с идеями украинского буржуазного национализма, с декадентством и теорией "чистого искусства".
Лучшие произведения Ф. переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки. Некоторые лирические стихи положены на музыку (гимн "Вечный революционер", музыка Н. В. Лысенко); по мотивам повести "Захар Беркут" написана опера Б. Н. Лятошинского; некоторые повести Ф. экранизированы. В 1956 создан фильм "Иван Франко" (режиссер Т. В. Левчук). Именем Ф. названы областной центр – Ивано-Франковск (бывший Станислав) и область. Имя писателя присвоено Львовскому университету, Киевскому государственному драматическому театру. В 1940 во Львове открыт Литературно-мемориальный музей Ф.; музеи Ф. есть также в сёлах Ивано-Франково, Криворивня, в г. Ивано-Франковск. Столетний юбилей Ф. решением Всемирного Совета Мира отмечался в Советском Союзе и за рубежом.
Соч.: Твори, т. 1–20, Киïв, 1950–56; Вибранi твори, т. 1–3, Киïв, 1973; в рус. пер. – Соч., т. 1–10, М., 1956–59; Стихотворения и поэмы. – Рассказы. – Борислав смеется, М., 1971.
Лит.: Коцюбинський М. М., Iван Франко, Киïв, 1917; Пархоменко М. Н., Иван Франко и русская литература, 2 изд., М., 1954; его же, Драматургия Ивана Франко, М., 1957; его же, Эстетические взгляды Ивана Франко, М., 1966; Бiлецький O. I., Басс I. I., Кисельов O. I., Iван Франко. Життя i творчicть, Киïв, 1956; Iван Франко у спогадах сучасникiв, кн. 1–2, Львiв, 1956–72; Колесник П. И., Син народу, Киïв, 1957; Стебун I., Питания реалiзму в естетищ Iвана Франка, Киiв, 1958; Журавська I. Ю., Iван Франко i зарубiжнi лiтератури, Киïв, 1961; Дорошенко I. I., Iван Франко – лiтературний критик, Львiв, 1966; Басс И. И., Художественная проза Ивана Франко, [пер. с укр.], М., 1967; Янковський Ю. З., Животворнi зв'язки. Iван Франко i pociйська реалicтична проза, Киïв, 1968; Мороз М., Iван Франко. Бiблioграфiя творiв. 1874–1966, Киïв, 1966.
М. Н. Пархоменко.