Фильм посвящён описанию различных методик манипуляции сознанием. Картина имеет явную антикапиталистическую направленность, рассказывая, в первую очередь, о пропагандистской машине в США.
Фильм состоит из девяти частей, каждая из которых (кроме первой) имеет своё название.
- Вводная часть. Авторы поясняют содержание фильма: «Мы расскажем о целом арсенале приёмов, которые по сути являются тайным насилием над личностью. Насилием, которое зачастую заставляет миллионы думать и поступать так, как это нужно людям, выполняющим вполне определённый социальный заказ».
- Производство иллюзий. Опыт. Сюжет, представляющий собой лекцию, которую читает доктор философских наук, профессор О. А. Феофанов. Он рассказывает о рекламе, как методе массового воздействия. Цитирует книгу «Манипулируемый человек» (1964) социолога из ФРГ Герберта Франке, книгу «Процесс внушения» («The Process of Persuasion», 1946) Клайда Миллера, работы американского историка Дэниэла Бурстина. Объясняет как при помощи рекламы формируются привычки, представления и вкусы, а также соответствующие мысли и системы ценностей.
- Не только товары, или как выбрать лучший сорт… президента. В этой части фильма рассказывается о технологиях политического пиара, методах создания позитивного имиджа политика. Подробно рассматриваются избирательные кампании Ричарда Никсона, Джона Кеннеди и Рональда Рейгана.
- Из истории военно-политической косметики. Часть о военно-политической пропаганде, информационных войнах. Подробно описано как при помощи простой замены военных терминов на эвфемизмы в новостных сводках можно изменить отношение населения к происходящему на фронте.
- Героин, похлебка для госпожи Хэклер и «блистательные имиджи» Америки. Сюжет повествует о наркотиках, наркомании и преступности в США.
- Пять миллиардов на обработку сознания. Сюжет об информационном агентстве США (USIA), которое авторы фильма называют «Министерством дезинформации».
- Задушевная дезинформация. Сюжет о радиостанции «Голос Америки». Авторы фильма убеждают зрителя, что «„Голос Америки“ имеет только одну цель — оправдание агрессивной внешней политики Вашингтона и создание ложного представления об американском образе жизни, очернив при этом социализм и социалистический образ жизни».
- В поисках «идеальной модели», или рецепты на завтра. Часть фильма о способах непосредственного воздействия на мозг и психику человека. Рассказывается о проекте ЦРУ «МК Ультра», в ходе которого граждан Канады, обратившихся за медицинской помощью в монреальский госпиталь «Allan Memorial», против их воли использовали в качестве испытуемых в исследовании эффективности гипнопедии. Кроме того, в сюжете рассказывается о психохирургии, а также описываются эксперименты испанского нейрофизиолога Хозе Дельгадо по электростимуляции головного мозга, которые он описал в своей книге «Мозг и сознание» («Physical control of the mind. Toward a psychocivilized society»). Приводятся кадры экспериментов по химическому программированию поведения, которые проводились над военнослужащими. Цитируется футуролог Герман Кан: «Химические препараты дадут возможность уже к 2000 году осуществлять контроль над массами людей через воду, пищу, воздух».
- Помните! Сюжет о том как в США формируется негативный образ СССР, советской угрозы. Зрителя убеждают, что единственный способ борьбы с пропагандой, манипуляцией сознанием — это разум. Последним кадром фильма показывается портрет Феликса Соболева.
Состав съёмочной группы:
Автор сценария: В. Барсук
Режиссёры: Ф. Соболев [фамилия в титрах указана в чёрной рамке], В. Олендер
Операторы: А. Лозинский, Э. Губский
Редакторы: В. Задумин, В. Артамонов
Звукооператор: В. Щиголь
Консультанты: С. Гавриш, К. Высоцкий, В. Пономарёв
Художники: Е. Блават, С. Старов
Монтажёр: Н. Соболева
Музыкальное оформление: Ю. Лазаревская
Ассистенты режиссёра: И. Вильховая, О. Драгаев, Е. Артеменко
Ассистенты оператора: А. Опришко, А. Верник, И. Иванов, Ю. Михайлик
|