Нравственные нормы
Развитие рабочего класса, его революционной борьбы породили и новую, революционную мораль: нельзя использовать чужой труд, надо уважать человека и его достоинство, все люди должны быть равны...
Нравственные нормы зависят от условий жизни общества, определяются этими условиями. Но и нужно уметь воспитать их в человеке. В СССР остро стоял вопрос о воспитании человека нового коммунистического общества. Многое сделано. Наша задача не растерять достигнутое.
Проблему поднимает фильм.
«Про злую мачеху» — советский мультфильм 1966 года. Автор сценария Лазарь Лагин. Снят режиссёрами Валентиной и Зинаидой Брумберг. Музыкальный парафраз на тему сказок о мачехе и падчерице. Авторами назван душераздирающей комедией.
Еще в раннем детстве каждый из нас узнает и навсегда безоговорочно принимает целый ряд законов и правил: нельзя красть, нехорошо обманывать, нужно трудиться, нельзя обижать маленьких, надо заботиться о старых, любить родителей, быть преданным делу коммунизма, помогать людям... Мы становимся старше — и в наше сознание входят все новые и новые нормы поведения человека. Мы размышляем и спорим о доброте и жестокости, совести п чести, порядочности и бесчестии, благородстве и подлости, мужестве и равнодушии... Мы учимся не только говорить и думать, но, главное, действовать в соответствии с этими понятиями — так создается наше представление о нравственности.
А теперь представьте себе, что изобретена машина времени и мы с вами можем совершить путешествие в любую эпоху — прошедшую или будущую. Мы выбрали для начала Россию прошлого века. Вот мы идем по воспетой Гоголем русской степной дороге. Навстречу движется странная для нашего глаза группа людей: впереди две молоденькие девушки в белых платьях — налегке, только с маленькими корзинками. А за ними пожилая женщина с трудом тащит тяжелую ношу: корзину с едой, саквояж с одеждой... Мы возмущенно восклицаем: «Как это вы заставляете старого человека носить тяжести!» — и хотим помочь старой женщине, но она не отдает корзины. Девушки останавливаются. Они не понимают, что нас возмутило. Ведь эта женщина — крепостная служанка! И то, что кажется нам безнравственным н безобразным, воспринимается и девушками и женщиной как нечто естественное — такова мораль крепостнического века!
Не понравилось нам в прошлом. Машина времени переносит нас в будущее. Мы на той же русской степной дороге, но как изменилось все кругом! Вон виднеется вдали новый город, весь в зелени, с белыми нарядными домами. Вот раскинулся возле дороги фруктовый сад... Но что это? Два мальчика, пробегающие мимо сада, срывают яблоки, преспокойно набивают ими карманы н двигаются нам навстречу. Мы снова возмущены: «Как можно рвать яблоки в чужом саду?» Мальчики изумлены безмерно: откуда мы взялись, если не понимаем самых простых вещей! Сад вовсе не чужой: он общий, все работают в нем, и всем можно рвать яблоки... Опять мы попали впросак. То, что казалось нам безнравственным, оказывается, может стать естественным в будущем.
Это очень примитивные, самые простейшие примеры. Но уже нз них мы можем сделать вывод — самый первый, необходимый вывод: нравственные нормы не остаются неизменными. Они меняются с течением времени.
ОТ ЧЕГО ЖЕ ЗАВИСЯТ НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ?
Вы уже знаете, какой путь прошло человечество, чтобы люди превратились нз неандертальцев в сегодняшних людей, разумных, знающих, понимающих природу...
Вам знакомы знаменитые слова Фридриха Энгельса о том, что «труд создал человека». Вы помните, как медленно, постепенно развивался человеческий организм, превращаясь в самое совершенное творение природы. Но ведь развивалось с веками не только физическое строение людей. В течение веков рос, развивался и нравственный мир человека. Как же происходило это развитие?
Человек не может жить один. Об этом мы не только знаем из книг, но и собственный наш жизненный опыт подсказывает: «плохо человеку, когда он один» (В. Маяковский). Уже в самые далекие времена люди вынуждены были объединяться, чтобы совместно добывать себе пищу, одежду, кров — чтобы жить. Но условия жизни диктовали нашим предкам и жестокость и несправедливость...
Вот картина далекого прошлого. На высокой скале собралось много народа. Здесь мужчины и женщины, сильные, мускулистые, красивые. Дети держатся за руки матерей; те, что постарше, бегают по скале, играют, догоняют друг друга, карабкаются на камни. Мирная, спокойная жизнь, казалось бы. А собрались все эти люди потому, что сейчас с этой скалы сбросят в море, убьют дряхлого старика: он не нужен людям, обременяет нх, его нечем прокормить. Вместе с ним погибнет ребенок: он слаб, хил; нет надежды, что он вырастет крепким и сильным, сможет вести суровую жизнь в суровых условиях — он должен погибнуть.
Не стоит даже спрашивать, нравственно ли такое решение человеческой судьбы с нашей точки зрения. А предкам — далеким нашим предкам — это казалось вполне нормальным. Условия жизни толкали пх на такую жестокость. Вероятно, дети стариков и родители младенцев оплакивали своих близких, но помочь им не могли: законы общества оказывались сильнее жалости, горя отдельного человека.
Обратимся к более близким временам. Вспомните наше путешествие в прошлый век. Ведь те девушки, которых мы встретили на дороге, были вовсе не плохие помещицы. В своем обществе они считались и добрыми, и порядочными, и даже прогрессивными: не били крестьян, не продавали их жестоким соседям, не разлучали мать с детьми, мужа с женой... Но они жили за счет труда других людей. С нашей точки зрения, это верх безнравственности. А условия жизни помещичьей России определяли крепостническую мораль.
В конце прошлого века в России начал развиваться капитализм. И, конечно, возникла соответствующая мораль. Нам с вами кажется отвратительным человек, занимающийся денежными махинациями, наживающий богатство путем обмана и эксплуатации рабочих. А в капиталистическом, обществе и до сих пор такой человек считается вполне почтенным.
Развитие рабочего класса, его революционной борьбы породили и новую, революционную мораль: нельзя использовать чужой труд, надо уванхать человека и его достоинство, все люди должны быть равны...
Вот мы н пришли ко второму выводу: нравственные нормы зависят от условий жизни общества, определяются этими условиями.
Читать далее http://kvistrel.ucoz.ru/stati/Culture/nrav.htm
Лагин Лазарь - Собрание сочинений
|