Эта статья не потеряла своей актуальности и сегодня
Переименование Ленинграда
Михаил Тейкин
В этом году исполняется двадцать лет со дня переименования города-героя Ленинграда, колыбели Великой Октябрьской социалистической революции, по праву носящего имя вождя мирового пролетариата.
Всем в мире был известен Ленинград, второй по величине и значимости город Советского Союза. Рассмотрим вкратце, чем же именно прославился город Ленина.
Первое — и, наверное, самое главное, о чём знают даже иностранцы, — Ленинград выстоял в тяжелейшей блокаде, безпримерной в истории войн. И не только выстоял, но и вписал во веки веков своё имя в историю военных побед нашей Советской Родины.
Второе. Ленинград — это крупный промышленный центр Советского Союза. Например, к 1975 году по сравнению с 1913 вся продукция промышленности увеличилась в сто четыре раза, в том числе продукция машиностроения и металлообработки в четыреста тридцать два раза.
Третье. Ленинград — город высокой образованности, передовой культуры. В середине семидесятых Ленинград давал для страны около тридцати девяти тысяч выпускников ВУЗов ежегодно, а в городе работало 2552 библиотеки, в которых находилось 149 млн. экземпляров газет и журналов. Для сравнения: в Петербурге, столице Российской империи, в 1910 году 20 % населения было неграмотным. Но это — очень высокий процент грамотности по сравнению со всем населением нашей страны тех лет.
Если бы рядового советского человека из любого уголка СССР эпохи восьмидесятых спросили, как бы он отнёсся к тому, чтобы переименовать Ленинград (вернее — вернуть городу т. н. «историческое название»), я думаю, ответ был бы резко отрицательным. Как можно посягнуть на священное имя Ленина, возглавившего Советское правительство в тяжелейшую для страны эпоху?! Разве можно вычёркивать из памяти народной героические страницы истории славного города, за свои заслуги перед социалистическим Отечеством названого в честь Ленина?! В общем, любой советский гражданин понимал, что Ленинград неразрывно связан с Лениным, а вместе они олицетворяют победу пролетарской революции.
Те, кто хорошо помнили историю, могли бы вам сказать, что наши враги в Великой Отечественной войне — гитлеровцы — намеревались переименовать Ленинград в Санкт-Петербург. Нацисты собирались строить немецкий тысячелетний рейх, расширить территориально свою империю за счёт Восточной Европы, уничтожив Советский Союз. Естественно, что и названия городов (по крайней мере крупных) должны были быть немецкими. Те, кто воевал на Ленинградском или Волховском фронте, наверняка видели немецкие дорожные указатели, на которых было написано «Петербург» или «Санкт-Петербург». Сохранились даже соответствующие фотографии (автор этих строк видел такую в книге В. М. Ковальчука «900 дней блокады. Ленинград 1941–1944», изданной в 2005 году). Поэтому то, что в фильмах про блокадный Ленинград на немецких указателях написано «Санкт-Петербург» (фильм «Балтийское небо»), а немецкий офицер говорит: «Солдаты, вы в Петербурге» (фильм «Блокада»), не является художественным вымыслом.
Любому советскому гражданину в здравой памяти было понятно, что сама постановка вопроса о переименовании была бы преступной.
Но грянула перестройка. Наступила т. н. гласность. И советские (теперь уже выродившиеся в антисоветские) СМИ стали отравлять сознание советских людей оппортунистическими идеями. В определённых кругах лютых антисоветчиков и ранее витали идеи о переименовании Ленинграда. Но это были парии общества, о них и говорить не стóит, потому что сами по себе они ни на что не годны, но могут пригодиться для умелого манипулятора в определённом случае для дестабилизации общества. Сами-то они, конечно, не будут знать, что они марионетки у кукловода. Напротив, себя такие люди позиционируют как упорных и — подчёркиваю — ни от кого не зависимых борцов за идею. Они даже не догадываются, что их хозяин-кукловод порою даже позволяет им попинать себя, лишь бы на пользу пошло.
Так, в 1988 году появилась инициативная группа за восстановление исторической символики. Под этим они имели в виду символику Российской империи, царства Романовых, со всеми двуглавыми орлами, трёхцветными и андреевскими флагами и проч. Кроме того, они ратовали за возвращение городам и улицам, переименованным после Октябрьской революции, их прежних, так сказать, «исторических» названий.
Это были духовные наследники белобандитов, ненавидевшие всё советское, а Российскую империю любившие не за её действительные достижения, а за царскую самодержавную власть, процветание церкви при нищете народа. В царской армии (надо полагать, в той её части, которая потом станет белой) они видели исключительно доблестных и благородных воинов, в противоположность Красной Армии, которая представлялась им сбродом бандитов.
Но — ещё раз подчёркиваю — сами эти наследники белобандитов не могли решить судьбу Ленинграда. Они до сих пор не понимают, что были пешками власти в игре под названием «перестройка и демонтаж СССР». Они — сила, призванная отравлять умы, расшатывать советское общество, вести его к гибели. Они были нужны главным перестройщикам для того, чтобы у людей создавалась видимость того, что инициатива переименования исходит снизу, а не сверху. Творилась иллюзия того, что в народе хотят переименования, а власть на это идти не желает.
Итак, о власти. В 1986 году во время своего визита в Японию Юрий Николаевич Афанасьев сказал, что перестройка направлена на уничтожение последней империи — СССР. Проговорился, и при этом оскорбил нашу Родину, обозвав её империей.
Разрушение СССР готовили, готовили задолго до перестройки. Естественно, что советскому народу никак не могли оставить советские символы — память о героическом прошлом, трудовом настоящем, уверенность в светлом будущем. По возможности, все советские символы надо было разрушить, оплевать, осмеять. Естественно, всё сразу разрушить не получится, что-то уничтожается уже в течение десятилетий, но что-то должно было быть уничтожено одномоментно. В частности, это был Ленинград.
Город Ленина нужно было уничтожить, — это переродившаяся власть понимала. Не физически, конечно, а знаково, сменив название на прямо противоположное. Ленинград слишком много значил, его сохранение даже после уничтожения СССР одним своим именем постоянно напоминало бы о торжестве идей Октября, призывало бы трудящихся к восстановлению Советской власти и Советского Союза. Этого нельзя было допустить ни при каких обстоятельствах. Ленинград был обречён.
Но просто так, без объяснения причин, Ленинград переименовать не могли. Это вызвало бы у советских людей ожесточённое сопротивление. Нужно было соответствующим образом подготовить людей, обработать их сознание, «объяснить» им, почему название Санкт-Петербург лучше, чем название Ленинград. Эти действия дали бы возможность превратить какую-то часть людей в сторонников переименования, а противников — деморализовать «убийственными фактами» из прошлого.
Итак, началась кампания по переименованию Ленинграда. Произошло это году в восемьдесят восьмом, начало набирать обороты в восемьдесят девятом. Ленинградские газеты стали уделять большое внимание данной теме, потихоньку направляя её в нужное русло. Следует напомнить, что Яковлев, известный прораб перестройки, назначил главными редакторами газет людей с «новым мышлением», создавши тем самым единый антисоветский лагерь, призванный манипулировать сознанием советских людей через печатное слово.
Прежде чем перейти к тому, как объяснялись мотивы переименования Ленинграда, подчеркнём важную деталь. Официальные власти (в частности, председатель Ленсовета Собчак) поначалу заявляли, что они против переименования. Горбачёв с экрана телевизора вещал, что переименование Ленинграда нецелесообразно и не будет понято советскими людьми. Однако вскоре те же самые официальные лица повернулись на 180°. Горбачёв заявил, что из уважения к Петру І город следует переименовать, а Ленину выбрать другое достойное место в наименованиях. (Кстати, в наши дни небезызвестный Лимонов предлагает переименовать Ульяновск в Ленинград, а город на Неве пусть называется Санкт-Петербургом. Достойный ученик Горбачёва!) А Собчак призвал ленинградцев за день до голосования о судьбе города голосовать за «историческое название». Выводы делайте сами. И всё-таки, неужели оба раза и Горбачёв, и Собчак говорили искренне, выступали сначала искренне против, а потом искренне за?
Как мы помним, среди жителей Ленинграда 12 июня 1991 года, одновременно с выборами президента РСФСР и мэра города (этот день в Эрефии будет вскоре объявлен днём «независимости»), был проведён референдум, на котором был поставлен вопрос: поддерживаете ли вы возвращение городу исторического названия Санкт-Петербург? Из вопроса выходило, что Ленинград — название неисторическое и не имеет под собою никаких оснований. Впрочем, всё это на совести тех, кто проводил референдум, хотя я думаю, что никакой совести у них нет и не было.
На референдуме (кстати, с низкой для советского времени явкой в 65 %) якобы 54 % горожан против 46 % высказались за переименование. Моё личное мнение таково: я считаю, что итог голосования — это фальсификация. Конечно, были махровые антисоветчики и были те, кому запудрили мозги, но чтобы они составляли большинство пришедших на избирательный участок, — в это трудно поверить. Интеллигенция — особая тема. Многие из этой «передовой» части общества голосовали за Санкт-Петербург. На то они и «интеллигенты» со своим мировоззрением мелкой буржуазии, оторванные от народа и Родины, но очень любящие порассуждать о «свободе».
Петербург у них напрямую со «свободою» ассоциируется.
Впрочем, всю правду мы узнаем только после восстановления Советской власти, если, конечно, нынешний режим до того не уничтожит соответствующие архивы (а может, уже уничтожил).
Но дело даже не столько в результатах голосования. Сам референдум был большой провокацией. Ленинград — не заштатный городок, а второй по численности город СССР. Он имел всесоюзное значение, а имя Ленина было его неотъемлемой частью. Почему же спрашивали мнение только жителей Ленинграда?
В те дни появилась листовка, в которой коммунисты Донецка, лишённые возможности решить судьбу Ленинграда, призывали ленинградцев отстоять город. В ней прямо говорилось: «не дайте осуществиться тому, что не удалось сделать фашистам».
Теперь о том, как объясняли необходимость переименования.
Начали поливать грязью Ленина. Года с восемьдесят девятого стали говорить, что «наш город не должен носить имя палача». Но данный аргумент предназначался для сознательных антисоветчиков, коих было в Ленинграде немного. «Факт» о том, что Ленин — тиран и шпион, мало кого убедил бы в целесообразности переименования.
Главным аргументом переименования была не мифическая кровожадность, преступность и предательство Ленина в пользу Германии. Главным аргументом был Пётр І и его эпоха. Не случайно говорили об «историческом названии».
Из истории известно, что Пётр І в 1703 году основал в дельте Невы город, который был назван в честь святых апостолов Петра и Павла — Санкт-Петербург. Правда, поначалу писалось Санкт-Питербурх. В 1712 году в новый город была перенесена столица государства из древней Москвы.
Эпоха Петра І связывается с коренными преобразованиями. Пётр І европеизировал Россию, проводя широкомасштабные реформы. Он решил построить для России новую европейскую столицу, «в Европу прорубить окно». И название у такой столицы должно было быть европейское, а не русское.
Апологеты переименования Ленинграда доказывали нам и доказывают, что Пётр І — выдающийся государственный деятель России, принёсший ей блага. Мол, если б не Пётр, быть России варварской страной, где нет образованных людей, европейских порядков, а один азиатский деспотизм. Более того. Такие люди считают, что то название города, которое дал ему его основатель, является единственно правомерным. Его право называть город так, как он хочет. Если же вы хотите иметь город Ленина, постройте с нуля новый город и называйте его, как хотите. Исторические названия менять нельзя. Именно этим интеллигентиков и купили.
Данную позицию необходимо опровергнуть, ибо, по сути, лишь она хоть в какой-то мере претендует на объективность. Согласитесь, что требование переименовать Ленинград потому, что Ленин — палач, диктатор и немецкий шпион, носит одиозный характер и основано на антисоветских мифах, которые в достаточной мере разоблачены.
Итак, Пётр І основал город, назвал его немецким именем в честь святых апостолов Петра и Павла. Вскоре в Санкт-Петербург была перенесена столица. Таким образом, немецким именем был назван не заштатный город, а столица Российского государства, с 1721 года — Российской империи. А это, согласитесь, очень и очень важно.
Перенесение столицы — это не просто переезд правительства. Каждый город имеет географическое положение, которое определяет пути его развития. Не случайно Пётр І основал Петербург в дельте Невы. Основанием города здесь он закрывал врагам пути в наши земли, обеспечил выход России к Балтийскому морю. Царь, стремившийся быть ближе к Европе, поднял Россию на новый уровень развития. Это — прогрессивный шаг, но есть одно «но». У столицы Руси было нерусское название, и это было не случайно. Изначально на городе стояла печать космополитизма, о чём сегодня восхищением говорят петербургские интеллигентики, только в более мягкой форме. Пётр І был западником, заставлял Россию учиться у Европы, забывая подчас, что и Европе есть чему у нас поучиться. Стремясь развивать науку, в частности историю, Пётр І и его преемники приглашали специалистов из Германии, чтобы те писали труды по истории Руси.
Следует напомнить тем, кто забыл. Немецкая историография всегда стояла на позициях славянофобии, не признавая за славянами возможности самостоятельного развития, без посторонней помощи. Причём во всех сферах. И такого мнения придерживались не только немецкие специалисты. Европейские правящие классы вообще смотрели на нас как на варваров, которых надо покорить. Это и понятно. Господствующие классы и при феодализме, и при капитализме заинтересованы в насильственном расширении своих владений через порабощение и пролетаризацию масс.
При Петре І и после него для европейцев был открыт путь в Россию. Известно, что в Российской империи много государственных, военных и научных постов занимали иностранцы. Россию даже называли завоёванною пруссаками изнутри.
Пётр І был представителем господствующего класса. Он, естественно, стремился упрочить свою власть и решил поучиться этому у «просвещённой» Европы, где аппарат насилия, абсолютно безспорно, развит был лучше, чем России. Пётр І настолько увлёкся европейской формой государственности, что даже столицу назвал европейским именем. Он не учёл лишь одного. Русь никогда не имела западного менталитета, невозможно изменить народ. Но можно вырастить господствующий класс, который будет ещё лучше, чем прежде, держать народ в покорности путём усовершенствования аппарата насилия. И в выращивании этого нового господствующего класса Пётр І действительно преуспел.
Санкт-Петербург — это столица Российской империи, государства феодального, а с ХІХ века капиталистического.
Санкт-Петербург — это символ феодализма и капитализма, причём капитализма периферийного государства.
Санкт-Петербург — это стремление влезть в Европу, хотя мы там никому не нужны как равноправная сторона, а лишь в форме сырьевого придатка да поставщика солдат на войны не за свои интересы. И история это в полной мере подтвердила.
Санкт-Петербург — это роскошь верхов и нищета низов, когда одни являются хозяевами жизни, а другие вынуждены соглашаться на условия, поставленные первыми.
Санкт-Петербург — это отрицание истории Руси как самобытного государства, наглое издевательство над нашими предками, сражавшимися с немецкими крестоносцами на этих землях, пренебрежение своими нравами и обычаями, полное отсутствие какой-либо национальной гордости, которую заменяет преклонение перед европейскою «цивилизацией». Это воплощение человеконенавистнической идеи немецкого натиска на Восток, где на исконных славянских и прибалтийских землях должны быть города с немецкими названиями: Кёнигсберг, Данциг, Мемель, Тильзит, Лемберг, Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург — это город, у которого особый дух свободы, как об этом любят говорить ителлигентики. Но при этом забывают, что речь идёт о буржуазной свободе.
Санкт-Петербург — это необоснованные претензии нерусского города быть русскою столицею, стремление соединить несоединимое. Это столица царизма — государства всевластной бюрократии, полицейской нагайки и махровой поповщины. Столицами Руси по праву были и суть Киев и Москва. Комплекс столичности у петербургских интеллигентиков — нищета духа.
Наконец, Санкт-Петербург — это антисоветское название, которое хотели дать городу гитлеровцы и против которого сражались героические защитники Ленинграда.
***
И напоследок. У Ленинграда есть город-спутник Пушкин. Когда его основали, он назывался Царское Село, после революции стал называться Детским Селом, а в 1937 году, к столетию со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина, Детское Село переименовали в Пушкин, поскольку великий поэт учился здесь в лицее.
Сейчас очень часто вместо официального названия используется «историческое». Например, в 2010 году праздновалось трёхсотлетие Царского Села, есть экскурсии в Царское Село, на магнитах с видом города написано: «Царское Село». Чем же не угодил поэт Пушкин? Может быть, и этот город собираются переименовать, возвратить ему «историческое» название? Кто-то, может, скажет, что имя Пушкина священно и никто его тронуть не посмеет. Что ж, для советских людей имя Ленина было не менее священно, но его-то уничтожили.
И ещё. В Москве есть Ленинградский вокзал. Как-то в 2009 году в прессу просочилась новость, что глава РЖД издал приказ о переименовании вокзала в Николаевский. Мол, принципы РЖД — это преемственность и традиции, поэтому вокзалу должно быть возвращено «историческое» название. А почему тогда Киевский вокзал не переименовать в Брянский, Белорусский вокзал — в Александровский, Казанский вокзал — в Рязанский? «Неисторические» ведь названия! Кроме того, надо Московский вокзал в новом городе Санкт-Петербурге тоже переименовать в Николаевский, потому что он именно так и назывался раньше и, кроме всего прочего, является близнецом Ленинградского вокзала в Москве, который в Николаевский переименовывается.
Впрочем, Ленинградский вокзал так и остался Ленинградским. У РЖД и так финансовые трудности, поэтому приказ о переименовании сочли нецелесообразным. И о переименовании забыли.
А власти не дремлют. Напротив Московского вокзала, на гостинице «Октябрьская», есть надпись, сделанная ещё в советские времена: «Город-герой Ленинград». Находится она ровно посередине. Но кто-то посчитал, что оставшееся место на верху здания гостиницы можно использовать, и слева от надписи «Город-герой Ленинград» появилась вывеска «Банк "Санкт-Петербург”». Данный банк принадлежит сыну губернатора города. Иного места, кроме как рядом с «Городом-героем Ленинградом», конечно же, не нашли.
Март–апрель 2011 года
Ленинград
http://propaganda-journal.net/3734.html
|