Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1132]
Капитализм [179]
Война [503]
В мире науки [95]
Теория [910]
Политическая экономия [73]
Анти-фа [79]
История [616]
Атеизм [48]
Классовая борьба [412]
Империализм [220]
Культура [1345]
История гражданской войны в СССР [257]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [83]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [514]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2024 » Июнь » 28 » Памяти Чарлза Диккенса. Большие надежды
10:00

Памяти Чарлза Диккенса. Большие надежды

Памяти Чарлза Диккенса. Большие надежды

9 июня умер великий английский писатель Чарлз Диккенс (Dickens) , произведения которого проникнуты взглядом на буржуазное общество как единую систему зла.

Большие надежды / Great Expectations


Диккенс (Dickens) Чарлз (7.2.1812, Лендпорт, близ Портсмута, - 9.6.1870, Гейдсхилл), английский писатель. Сын портового чиновника. В связи с разорением отца и заключением его в долговую тюрьму Диккенс ещё мальчиком помогал семье. Позднее был парламентским стенографом и газетным репортёром. В первом произведении Диккенс - "Очерки Боза" (1836) сказались склонность Диккенс к реалистической сатире, его жизнелюбивый юмор и сентиментальный пафос, в основе которого - социальное сострадание. Роман "Посмертные записки Пиквикского клуба" (1837) - комическая эпопея, в центре которой благодушный чудак мистер Пиквик, наивный и трогательный благодетель человечества.

В дальнейшем Диккенс становится на путь критического реализма. Роман "Приключения Оливера Твиста" (1838) написан под впечатлением закона о бедных, обрекшего безработных и бедняков на голодное вымирание в так называемых работных домах. Своё возмущение невыносимыми условиями существования народных масс Диккенс воплотил в истории мальчика, рождённого в доме призрения и обречённого на скитания по мрачным трущобам Лондона. В конце романа всё же одерживает верх традиционная моральная схема и добродетель (в лице "добрых" капиталистов) торжествует. В романе "Жизнь и приключения Николаса Никльби" (1839) особое внимание уделено изображению ужасающих методов школьного воспитания детей и разоблачению могущества "злых денег". Однако в конце романа вновь торжествует фиктивная компромиссная социальная сила - "добрые деньги". В "Мартине Чезлвите" (1844), написанном после первого посещения Диккенсом Америки, в основе сюжета - критическое изображение не только американской действительности, но и английского буржуазного общества в лице Пекснифа и Чезлвитов. Особое возмущение Диккенс вызывает рабство негров в южных штатах.

С годами Диккенс приходит к убеждению, что только в среде угнетённых масс сосредоточены положительные тенденции современного общества, проявляющиеся в моральном превосходстве бедняков над богачами.

Сентиментальное умонастроение особенно сказалось в "Лавке древностей" (1841) и в "Рождественских повестях" (1843-46), где использовано и сказочное начало.
Переходными от ранних сочинений к зрелому реалистическому творчеству явились любимые юношеством романы Диккенса "Домби и сын" (1848), где в центре - образ жестокого собственника, и "Дэвид Копперфилд" (1850) - роман воспитания, в котором прослеживается жизнь героя, напоминающая жизнь самого Диккенса.
Неудачи чартистского движения в Великобритании, половинчатые результаты Революции 1848 на континенте содействовали выявлению эксплуататорской сущности капиталистического строя. К этому времени Диккенс проникается более глубоким взглядом на буржуазное общество как единую систему зла. Он отказывается от прежней схемы романа-авантюры и переходит к социально-проблемному роману. Действие строится уже не по типу романа-биографии, а состоит из сложного переплетения нескольких сюжетных линий. Пример такого построения - роман "Холодный дом" (1853), действие которого вращается вокруг многолетнего судебного процесса. Задуманный как сатира на буржуазное судопроизводство, роман перерастает в символ бессмысленности человеческого существования перед лицом бездушных "бумажных" законов, разрушающих нормальные человеческие отношения, воплощённые в образах Джарндайса, Эстер, Ады и др.
В романе "Тяжёлые времена" (1854) место действия - чудовищный, не существующий на карте угольный город "Коктаун". Диккенс создал непревзойдённые по сатирической насыщенности гротескные образы буржуазных дельцов, для которых "факты и цифры" - единственная реальность. Симпатии автора безраздельно на стороне угнетённых, хотя он не обнаружил понимания необходимости революционной борьбы рабочих. В "Крошке Доррит" (1857) изображена мрачная долговая тюрьма Маршалси, одним из обитателей которой некогда был отец писателя. Др. сфера действительности - жизнь государственных учреждений буржуазной Англии, которые Диккенс сатирически обессмертил под названием "Министерства волокиты". Диккенс дал здесь символически обобщённое изображение зловещих закономерностей капиталистической системы, превращающих отдельного человека в игрушку непознанных им враждебных сил.
Несколько особняком в цикле зрелых сочинений Диккенса стоит исторический роман о Великой французской революции - "Повесть о двух городах" (1859). Изображая нищету и бесправие масс, Диккенс горячо возмущается их угнетателями, считает революцию неизбежной, но вместе с тем осуждает активные действия народа с точки зрения христианского идеала. Последние романы Диккенса - "Большие ожидания" (1861), "Наш общий друг" (1865), "Тайна Эдвина Друда" (неокончен, 1870) сочетают элементы детективного и криминального жанров с глубокой социальной проблематикой.
Мировая слава Диккенса утвердилась непосредственно вслед за выходом его первых книг. В России сочинения Диккенса имели большой резонанс с начала 40-х гг. 19 в. В суждениях В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, В. Г. Короленко, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Горького о романах Диккенса ведущей является мысль об их замечательном юморе, демократизме и гуманизме.
Советское литературоведение, продолжая эти тенденции, анализирует реалистическую манеру Диккенса, его разоблачительную сатиру и сочувствие народу.
Соч.: The complete works, v. 1-30, L., [1900]; Works, v. 1-23, Bloomsbury, 1937-38; The letters, v. 1-3, Bloomsbury, 1938; в рус. пер. - Полн. собр. соч., т. 1-10, СПБ, 1892-97; Собр. соч., т. 1-35, СПБ, 1896-99; Собр. соч., т. 1-33, СПБ, [1905-09]; Полн. собр. соч., кн. 1-49, СПБ, 1909-10; Собр. соч., т. 1-30, М., 1957-63.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1967, с. 447, 487; Алексеев М. П., Белинский и Диккенс, в сб.: Венок Белинскому, [М.], 1924; Луначарский А. и Шор P., Диккенс, М. - Л., 1931; Ивашева В. В., Творчество Диккенса, М., 1954; Нерсесова М. А., Творчество Ч. Диккенса, М., 1957; Катарский И. М., Диккенс в России, М., 1966; Сильман Т., Диккенс. Очерки творчества, Л., 1970; Чарльз Диккенс. Указатель важнейшей литературы на русском языке (1838-1945), вступит. ст. М. П. Алексеева, Л., 1946; Чарльз Диккенс. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1838-1960, сост. Ю. В. Фридлендер и И. М. Катарский, М., 1962; Честертон Дж. К., Диккенс, Л., 1929; Forster J., The life of Ch. Dickens, v. 1-3, L., 1872-74; Hayward A. L., The Dickens encyclopedia, L. - N. Y., 1924; Jackson Th. A., Ch. Dickens: the progress of a radical, L., 1937; Johnson E., Ch. Dickens. His tragedy and triumph, v. 1-2, N. Y., 1952; Engel М., The maturity of Dickens, Camb. (Mass.), 1959; Dickens. Modern judgеments, ed. by A. E. Dyson, [L., 1968]; Manning S. B., Dickens as satirist, New Haven - L., 1971; Wilson A., The world of Charles Dickens, L., [1970].



Категория: Культура | Просмотров: 1877 | Добавил: kvistrel | Теги: Диккенс, дети, антикапитализм, кинозал, наше кино, культура
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Июнь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Онлайн всего: 37
Гостей: 36
Пользователей: 1
lecturer
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве советские фильмы научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2024