Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1132]
Капитализм [179]
Война [503]
В мире науки [95]
Теория [910]
Политическая экономия [73]
Анти-фа [79]
История [616]
Атеизм [48]
Классовая борьба [412]
Империализм [220]
Культура [1345]
История гражданской войны в СССР [257]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [83]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [514]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2024 » Июнь » 12 » Памяти Степана Разина
08:05

Памяти Степана Разина

Памяти Степана Разина

Степан Разин


 

Содержание:

 

Введение

  

Глава 1. Защитник угнетённых

 

Донской атаман

Вождь мятежного крестьянства

Поход в бессмертие

 

Глава 2. Народные предводители

 

Непокорный Василий Ус

Разинские сподвижники в Среднем Поволжье и Заволжье

Повстанческие предводители в Центральных и Южных уездах России

 

Заключение

 Введение
В истории нашего Отечества есть темы, к которым не угасает ни интерес читателей, ни внимание ученых. Сколько бы книг, брошюр, статей, очерков им ни посвящалось, люди разных возрастов и поколений, вкусов и увлечений ждут новых публикаций по этим проблемам, потому что они поистине неисчерпаемы. К их числу относится и история величайшей в феодальную эпоху битвы народных масс России за волю — Крестьянской войны 1667—1671 гг., возглавленной Степаном Тимофеевичем Разиным.

Еще звучали выстрелы со стен астраханского кремля, бушевали ожесточенные схватки Крестьянской войны, а первый ее историк уже тайно вел свои записи, чтобы спустя восемь лет составить о ней первое летописное сказание. Это был сын боярский Петр Алексеев Золотарев, служивший у астраханского митрополита Иосифа, казненного разницами. В написанном ям сказании (Золотаревском летописце) он излил свою ненависть к восставшим, накопленную за полтора года тревожной жизни в захваченной разницами Астрахани, но в то же время и запечатлел свидетельство очевидца об этом «бунташном» времени. С тех давних пор ведется изучение и осмысление этого крупного народного движения эпохи феодализма.

Имя Степана Тимофеевича Разина, возглавившего движение, входит в нашу жизнь с детства вместе со страницами школьного учебника, со старинными песнями и преданиями, с названиями улиц, со знаменитой суриковской картиной, с книгами Чапыгина, Злобина, Шукшина...

О Степане Тимофеевиче Разине, сумевшем объединить под своими знаменами десятки тысяч восставших крестьян разных национальностей — русских и украинцев, мари и татар, мордвы и чувашей, написано немало. Личность легендарного предводителя восставшего крестьянства вот уже на протяжении трех столетий привлекает внимание историков, писателей, публицистов. Его образ нашел отражение в произведениях мастеров искусств.

А. С. Пушкин считал Разина «единственным поэтическим лицом русской истории», с увлечением собрал и издал в своей обработке цикл песен о Разине. К любимому народному герою неоднократно обращали свои взоры А. Н. Радищев, декабристы, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов. Революционеры-демократы видели в Разине народного вождя, одно имя которого сплачивало и поднимало народ на борьбу за волю. Среди потаенных произведений революционных народников имела хождение написанная Сергеем Синегубом поэма о Степане Разине. В 70-е годы XIX в. народник Н. Ф. Даниэльсон переслал Карлу Марксу в Лондон в числе других материалов по истории России книгу историка Н. И. Костомарова «Бунт Стеньки Разина». Книгу Маркс изучил и тщательно законспектировал — настолько его заинтересовала тема и ее решение в русской историографии.

В ряду исторических лиц — борцов за свободу, которым предполагалось поставить памятники на городских улицах и площадях Страны Советов, был и Степан Разин. С. Т. Коненков выполнил из дерева скульптурную группу «Ватага Степана Разина». Она была установлена в Москве на Лобном месте. 1 мая 1919 г. В. И. Ленин произнес речь на открытии этого памятника. Владимир Ильич назвал С. Т. Разина одним из представителей мятежного крестьянства, отдавших жизнь в борьбе за свободу '.

Трудно объять великое множество публикаций, посвященных второй Крестьянской войне в России2. Издание источников, исследований, фольклорного материала о Степане Разине с первых десятилетий Советской власти и по настоящее время отражено в подробной, периодически обновляемой библиографии3. Но о некоторых из них просто нельзя не упомянуть.

Настоящим научным подвигом было выявление и издание в четырех томах всех актовых материалов о второй Крестьянской войне, выполненное научным сотрудником ЦГАДА Е. А. Швецовой и вышедшее в свет в 1954—1976 гг.4 По этим источникам можно проследить зарождение движения, ход Крестьянской войны в городах и районах России, действия отдельных отрядов во главе с местными руководителями, раскрыть движущие силы, идеологию и цели повстанцев. Это монументальное издание документов дополняют сборники «Записки иностранцев о восстании Степана Разина»  (Л., 1968)   и   «Иностранные известия о восстании Степана Разина» (Л., 1975), опубликованные под редакцией А. Г. Манькова. В них вошли разрозненные и малоизвестные памятники, которые по-новому осветили ряд аспектов темы, и в частности характер Каспий-' ского похода разинцев, внутреннее состояние Астрахани в период восстания, отношение иностранцев к нему.

В 1966 г. вышли из печати два обобщающих капитальных1 труда — «Крестьянские войны в России в XVII—XVIII вв.», где раздел о восстании Разина написан А. Г. Маньковым, и «Крестьянская война в России в 1670—1671 гг.» И. В. Степанова. Но тема продолжала привлекать внимание историков: выяснялись причины и общие вопросы второй Крестьянской войны5; ход движения в различных районах страны и участие в нем городского населения6; идеология повстанцев и внешнеполитический аспект восстания7. Эти работы позволили уточнить хронологию и географию второй Крестьянской войны, углубить представление об устройстве управления в захваченных повстанцами областях.

Своеобразным итогом исследований советских историков о крестьянских войнах стало издание в 1974 г. сборника статей «Крестьянские войны в России XVII—• XVIII веков: проблемы, поиски, решения», подготовленного Институтом истории СССР АН СССР. В нем четко обозначены роль и место восстания Степана Разина в истории классовой борьбы в России. Заслуживают внимания книга В. И. Буганова «Крестьянские войны в России XVII—XVIII вв.» (М., 1976), а также монография А. П. Пронштейна и Н. А. Мининкова «Крестьянские войны в России XVII—XVIII веков и донское казачество»  (Ростов-на-Дону,  1983).

Советских историков живо интересует личность самого С. Т. Разина. Биографический очерк и социально-психологический портрет предводителя второй Крестьянской войны в России даны в статьях В. И. Буганова и Е. В. Чистяковой8. В популярной серии «Жизнь замечательных людей» научно обоснованную художественную биографию народного вождя опубликовал А. Н. Сахаров, перу которого принадлежит также капитальная статья о формировании С. Т. Разина как руководителя   крестьянского  восстания9.

Постепенно создается и портретная галерея талантливых сподвижников Разина. Опубликованы работы о таких крестьянских вожаках, как Василий Ус и Ни-кифор Черток 10, о легендарной женщине-атамане Алене о предводителях отдельных отрядов на Волге ив Воронежском крае 12.

В этой книге читателя ждет встреча со многими народными предводителями в Среднем Поволжье и Заволжье, в центральных и южных уездах России. По крупицам из русских и иностранных источников собраны сведения о жизненном пути и борьбе таких ярких личностей, как Василий Ус, Максим Осипов, Михаил Харитонов, Леско Черкашенин, Акай Боляев, атаман Алена. Люди разной национальной и сословной принадлежности, они привнесли в движение свойственные своей среде общественные настроения, социально-историческое и социально-психологическое понимание важ« нейших задач и целей борьбы.

Основываясь на новых фактах и материалах, опираясь на данные последних исследований по истории второй Крестьянской войны в России, авторы стремились показать С. Т. Разина и его сподвижников в гуще событий, в динамике борьбы, на фоне своей исторической эпохи.

XVII столетие вошло в историю России как «бунташный» век. Так называли его еще современники. В самом начале века страну потрясла первая Крестьянская война, достигшая наивысшего подъема в 1606— 1607 гг., когда во главе восставших —крестьян, холопов, городской бедноты — встал Иван Исаевич Болотников. С большим трудом и немалым напряжением сил феодалы подавили это массовое народное движение. Однако за ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом; волнения в войсках под Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная с Москвы (1648 г.); восстания в Новгороде и Пскове (1650 г.); «медный бунт» (1662 г.), местом действия которого вновь становится столица, и, наконец, Крестьянская война под предводительством Степана Разина, с титанической силой и размахом которой не могли сравниться другие выступления.

Почему именно в XVII в. произошли сразу две крестьянские войны? Почему столь высок в то время был накал классовой борьбы?

XVII столетие в истории России отмечено окончательным оформлением крепостного права в общегосударственном масштабе. Сыск беглых крестьян постепенно стал бессрочным, а крепостное состояние было юридически  оформлено Соборным  уложением 1649 г, XI глава этого свода законов — «Суд о крестьянех»— пи основе составленных ранее писцовых и переписных книг навсегда (вплоть до реформы 1861 г.) устанавлинмла личную, поземельную и административную зависимость крестьян от феодалов (помещиков, бояр, монастырей) и право феодала на имущество зависимого крестьянина и его потомства. Одновременно увеличивалось «государево тягло»— система обложения крестьян и в особенности горожан налогами, различными сборами и повинностями в пользу государства.

Ко второй половине XVII в. крепостничество вступило в стадию своего зенита. Вместе с тем расширялись товарно-денежные обороты, наметились коммуникации складывавшегося всероссийского рынка, укреплялись его связи с рынками стран Европы и Востока. Появились первые мануфактуры, толпы вольных «гулящих людей» нанимались сезонными работниками на суда, солеразработки, рыбные промыслы.

Вслед за изданием Уложения 1649 г. усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян — стихийное и принимавшее порой угрожающие размеры бегство их на окраины: в Заволжье, Сибирь, на юг, в места ка-начьнх поселений, возникших еще в XVI в. и теперь ставших центрами концентрации наиболее активных слоев несвободного населения. Изучение динамики и географии бегства показывает, что это была своеобразная форма классовой борьбы крепостного крестьянства.

Государство, стоявшее на страже интересов господствующего класса феодалов, организовывало массовые сыски беглых и возвращало их прежним владельцам. И ПО—60-х годах XVII в. неудачные опыты казны (выпуск быстро обесценивавшихся медных денег) и общее напряжение, вызванное войной с Речью Посполитой за поссоединение Украины с Россией, усугубили исподволь назревавшее недовольство и приблизили колоссальный п.чрыв, возвестивший начало второй в истории России Крестьянской войны.

На многих событиях 1667—1671 гг., на делах и решениях повстанцев лежит отпечаток личности С. Т. Разина и его ближайших соратников. Они преломляют в себе лучшие черты народа российского — широту натуры, оптимизм, бесстрашие, удаль, доброту, отзывчи-пость, изобретательность. Биографии их неотделимы от иех и поворотов Крестьянской войны. Заблуждения предводителей движения, их  наивная   вера   в   справедлнвего царя, политическая слепота их представления о надклассовой сущности царской власти и подразделения дворян и бояр на «плохих» и «хороших» были свойственны основной массе поднявшегося на борьбу угнетенного люда.

Не торными путями вели они восставший народ на борьбу. Разин и его сподвижники знали, что поединок, в который они вступили с феодалами, будет стоить им крови. Но они мужественно смотрели смерти в лицо, потому что были полны решимости до конца — пусть даже ценой собственной жизни — защищать интересы повстанческих масс.

Преодолеть стихийность, локальность и разобщенность в действиях восставшего крестьянства его предводители при всей своей незаурядности, при всех своих способностях и талантах были не в силах. Ведь они сами — плоть от плоти народа. В их действиях, как и в действиях всей повстанческой массы, нашел отражение стихийный, импульсивный характер Крестьянской войны. Они вступили в схватку с крепостничеством без ясного осознания целей борьбы и дальнейших ее перспектив. По меткому определению В. И. Ленина, они боролись за волю «как умели и как могли»



Категория: Классовая борьба | Просмотров: 2339 | Добавил: kvistrel | Теги: Ленин, Степан Разин, история революций, россия, классовая память
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Июнь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве советские фильмы научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2024