Эта история началась далеко от нашей страны, но положила ей начало ничем не примечательная заметка в нашей газете.
Вице-президент химической ассоциации промышленников и совладелец ртутных приисков Альварец да Кортец показывает своему собеседнику газету, в которой говорится, что советские альпинисты и геологи собираются побывать на вершине Кармир-Сара в Советской Армении. Он рассказывает своему собеседнику о том, что в молодости, до первой войны, он посетил меднорудные разработки Армении. В его скитаниях по стране его сопровождал один из геологов концессии. В далеком селении они впервые услышали легенду о сокровищах Кармир-Сара.
Легенда говорила об источниках расплавленного серебра, но что дорогу к сокровищам охраняют призраки.
Молодой геолог Даниель — спутник да Картеца, в своей диссертации доказывал полное геологическое бесплодие этих мест.
В селении они познакомились с молодым ученым Шелаггеным, который теоретически доказывал верность легенды.
Да Кортец решил в корыстных целях организовать поход на гору. Втроем они одолели вершину и высекли на ней свои имена. И легенда впрямь обернулась подлинной явью. Шелагин был счастлив, что оправдались его расчеты и что можно будет это необычайное открытие сделать достоянием людей. Но на обратном пути неожиданным толчком да Кортец сбросил Шелагина в пропасть.
С тех пор прошли годы, а геолог Даниель Бек, видевший происшествие, все время молчал. Да Кортец отблагодарил Даниеля тем, что издал его диссертацию на всех языках мира и Бек заработал европейскую славу, а концерн да Кортеца — отсутствие опаснейшего конкурента на мировом рынке. Но судьба приискон концерна зависит от того, удастся ли советским альпинистам подняться на Кармир-Сара и раскрыть его тайну. Поэтому да Кортец готовит диверсию на эту экспедицию. Для этого он хочет использовать своего агента, известного под именем «Ночной бабочки», заброшенного на территорию России в составе голубой дивизии. «Ночная бабочка» в послевоенные годы ассимилировался среди русских и превосходно законспирирован.
От зоркого глаза органов Госбезопасности не утаилось, что человек, известный под именем «Ночной бабочки», слишком интересуется геологией, флорой и фауной Армении.
Из полученных сведений стало известно, что он выехал из Москвы скорым поездом в Ереван.
Уполномоченному органов Госбезопасности дано задание вылететь туда и взять на себя лично наблюдение за «Ночной бабочкой».
На вокзале в Ереване толпа людей встречает прибывающий поезд Гаянэ подбегает к прибывшему Баграту. Она очень удивляется, почему он так внезапно приехал. Баграт говорит ей, что просто соскучился и решил закончить свою диссертацию в Ереване. Его интересует, кто же затеял идею восхождения на Кармир-Сара.
К профессору Даниелю Беку ночью приходит молодой геолог Арто, сын Вагана — прославленного чабана Зангезура. Он приехал прямо из Москвы. Напоминая профессору об Андрее Шелагине, Арто говорит, что по найденным им сведениям, и после долгого изучения этих горных массивов, он пришел к тем же убеждениям, что и погибший Шелагин. Арто требует организовать экспедицию.
На научном совете перед большой аудиторией профессор Бек разбивает доказательства Арто. Среди аплодирующих профессору находится и Баграт.
В приемной Даниеля Бека посетители, среди них двое мужчин — один в кожаной куртке, другой в белом костюме, оба прибыли поездом в Ереван. Мужчина в белом входит в кабинет.
Из института взволнованный выходит профессор. Он приходит домой, идет к себе в кабинет, запирает за собой дверь, начинает писать письмо органам Госбезопасности, но письмо остается незаконченным…
Тем временем у академика Сатунца — отца Гаянэ, Арто добивается разрешения на экспедицию. Академику понравилась научная работа молодого геолога и он дает согласие на организацию экспедиции, поручив Арто ее возглавить.
В лагере альпинистов собираются участники экспедиции. Здесь и Гаянэ, мужчина в кожанке — инструктор альпинизма Гребенщиков. К экспедиции присоединяется также доцент Баграт.
В последний момент уходящий поезд с участниками экспедиции догоняет мужчина в белом костюме с сачком на плече. Ему помогают сесть. Он представился как кандидат наук—энтомолог Ростовцев. Так как он едет в тот же район, он присоединился к экспедиции.
В районном центре к экспедиции, которая должна идти караванным маршрутом, прикрепляется лучший проводник района — старый Вагаи-Ами — отец Арто.
Когда караван проходит по камеи ному мостику, проложенному над бур ным потоком, бегущим далеко внизу, лошадь Арто встает на дыбы, пятится к обрыву. Арто падает с лошади, катится по каменному откосу. Держась за скалу, Арто висит над пропастью. Он держится остатком сил, но, наконец, его поднимают. Лошадь, приборы и аппаратура разбились. Тут старый Ваган замечает на теле лошади скорпиона, явившимся причиной испуга лошадя. Ваган находит также вблизи гриб с красной шляпкой, усеянной белыми точками, известный в народе как «бесовский гриб». Суеверный Ваган считает это плохой приметой и советует уходить.
Во время похода часто происходят непонятные вещи: го где-то появляются эти подозрительные грибы, то происходит взрыв и обвал, при котором только благодаря предусмотрительности старого Вагана был спасен лагерь, приборы, снаряжение.
Гребенщиков начинает заподозре-вать Ростовцева, но советует Арто не предпринимать пока никаких шагов, а положиться всецело на него.
Арто и Гаяне во время похода подружились. Гаяне находит кусок киновари у подножья горы. Арто все дни искал как раз этот минерал. Он теперь делится с Гаяне своими предположениями, что этот осколок имеет большое содержание ртути и доказывает, что на горе есть самородная ртуть, что именно ее испарения и отблески они наблюдали над вершиной горы.
Этот разговор подслушал у палатки Баграт. О немедленно пишет донесение, что основываясь на изучении многочисленных фактических материалов, он пришел к выводу о наличии в районе разведки богатых ртутноносных жил.
Между Багратом и Гаяне возник серьезный разлад. Она упрекала его, что он подслушал выводы Арто и хочет их выдать за свои собственные.
Часть альпииистов должна была возвратиться. На штурм Кармир-Сара пошли только Арто, Гаяне, Гребенщиков и Ростовцев.
Добравшись, наконец, до пещеры они находят киноварь в совершенно невиданных скоплениях, далее они видят самородную ртуть, но быстро уходят оттуда, так как от солнца ртуть дает вредные испарения. Они бегут к скале над пропастью, находят там старую надпись о первых взобравшихся на гору и видят также имя профессора Бека. Арто теперь стало ясно, что Даниеяь Бек все знал, был свидетелем гибели Шелагина и все же молчал об этом.
«Призраки покидают вершины, — говорит Арто, — и мы спустимся вниз, а тот, кто поднимется вслед за нами, будет остерегаться не их, а всего лишь солнца».
Арто не видит, что за ним идет Гребенщиков, а дальше подходит Ростовцев. Между ними на краю уступа возникает схватка. К борющимся подбегает Арто, но ударом ноги Гребенщиков сбивает его, и Арто падает. Гребенщиков бьет ледорубом Ростовцева, выхватывает револьвер и целится в Арто, который прикрывает Гаяне, но тут раздается выстрел Ростовцева. Гребенщиков падает. Арто и Гаяне приподнимают Ростовцева и видят по его документам и фотографии, что он истинный друг.
Даниель Бек, наконец, понял, каким позорным было его долголетнее молчание, являющееся изменой Родине, и кончает самоубийством.
„ПРИЗРАКИ ПОКИДАЮТ ВЕРШИНЫ»
Сценарий Э. Карамяна, Г. Колтунова
Постановка С. Кеворкова, Э. Карамяна
Главный оператор И. Дильдарян
Режиссер Г. Баласанян
Художники Сергей Арутчьян, В. Подполюгов
Композитор Александр Арутюнян
Звукооператор И. Григорян
Оператор Г. Егиазарян
Комбинированные съемки:
Художники В. Королев,
Г. Аракелян
Оператор Д. Пастухов
В ролях:
Арташес Малян С. Сосян
Гаянэ В. Ютуджян
Баграт А. Карапетян
Ваган Г. Нерсесян
Даниель Бек В. Папазян
Сатунц Д. Малян
Гребенщиков Л. Кмит
Ростовцев В. Тягушев
Альварец да Кортец А. Файт
Шелагин Г. Яковлев
Асмик О. Гулазян
Производство Ереванской киностудии художественных и хроникальных фильмов, 1955 г.