Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1132]
Капитализм [179]
Война [503]
В мире науки [95]
Теория [910]
Политическая экономия [73]
Анти-фа [79]
История [616]
Атеизм [48]
Классовая борьба [412]
Империализм [220]
Культура [1345]
История гражданской войны в СССР [257]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [83]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [514]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2024 » Апрель » 29 » Революционные праздники Страны Советов. 1 мая
10:00

Революционные праздники Страны Советов. 1 мая

Революционные праздники Страны Советов. 1 мая

Советский Первомай (Первомайские песни)


Военные парады 1938 - 1940г. Москва. Красная площадь.

00:04:06

1 мая 1918. Москва. Первый парад РККА.

00:01:18

Революционные праздники Страны Советов

Когда близко соприкасаешься с эпохой первых лет Октября по документам, периодическим изданиям, воспоминаниям современников, невольно поражаешься тому, как тесно был связан в то переломное время праздник с революцией, праздничное мироощущение с революционно-преобразующим мироощущением, празднично-эмоциональный подъем, охвативший людей, с революционным подъемом, какой колоссальный шаг вперед сделала революционная праздничная эстетика. Слились воедино революционный и праздничный энтузиазм трудящихся масс. При всем том каждый этап в развитии революционных общественно-политических праздников отражал конкретную социально-политическую ситуацию в стране.

1 мая 1918. Москва. Первый парад РККА.

1 Мая 1918 г. состоялся первый советский праздник. Молодая социалистическая республика общенародно отмечала День международной солидарности трудящихся. Это было тревожное время военной интервенции и гражданской войны. В стране состоялись многотысячные митинги, на которых выступали видные деятели революции, рабочие, солдаты, матросы. 1 Мая 1918 г. в Петрограде можно было видеть, как идут и идут колонны рабочих, «изможденных, голодных, но торжественно и мужественно настроенных. Веют тысячи знамен, плакаты вещают великие слова, говорящие в каждом из наших сердец». 

В майский праздник 1918 г. в Москве появляется одна из первых советских эмблем «Серп и Молот», вскоре ставшая основой Государственного герба СССР. Эта эмблема украсила стяги и полотнища Замоскворецкого района. «Небывалое, невиданное зрелище» представляла собой Москва и в первый Октябрьский праздник 1918 г. Повсюду развевались красные знамена, висели громадные красочные плакаты, гербы Советской республики, портреты вождей революции. Накануне Октябрьского праздника 6 ноября в столице была устроена иллюминация: «По красным, расцвеченным огнями улицам сплошным потоком катятся людские волны. Красные веселые блики мигают на одеждах и лицах, и все кажутся нарядными, разодетыми в фантастические костюмы. Какой энтузиазм, какое ликование на лицах. Идут, взявшись под руки, и смеются, и поют свободные и гордые песни». Сквозь праздничную толпу продвигались украшенные красными флажками и цветами автомобили. На них— дети, рабочие; с них же давались концерты. Демонстрация превзошла «все,— даже самые оптимистические ожидания,— не только массой своих участников, но и их настроением, торжественно праздничным и вместе с тем твердо спокойным и грозно сдержанным...— писала тогда газета „Известия ВЦИК".— Это было настроение не праздно манифестирующих людей, а бойцов, проведших тяжелые битвы и готовящихся к новым боям, но в промежутке между двумя схватками давших себе некоторый роздых, чтобы подсчитать свои силы, укрепить свою энергию общением с братьями и крикнуть на весь мир свой клич торжества и надежды». В первый Октябрьский праздник каждая площадь Москвы представляла собой художественно завершенное зрелище. По отзывам газеты «Правда», «глядя на то, что создал на Советской площади пролетарский гений, глядя на роскошное художественное убранство ее, вы чувствуете, что старый строй погиб безвозвратно и никогда не восстанет из мертвых». В день праздника во многих местах было устроено символическое «сожжение старого режима»: жглись его олицетворения—сохранившиеся эмблемы царской власти, манекены буржуев, кулаков, церковнослужителей и т. п. К этому дню было приурочено открытие памятников великим людям и революционерам. В Москве было открыто 11 памятников: революционерам — К. Марксу, Ф. Энгельсу, С. Халтурину, С. Перовской, Ж. Жоресу, И. П. Каляеву; передовым мыслителям — М. Е. Салтыкову-Щедрину, Ф. М. Достоевскому, Э. Верхарну, Г. Гейне. Кроме того, во время митинга рабочих Сущевско-Марьинского района на Цветном бульваре была открыта работа скульптора С. Д. Меркурова «Человеческая мысль».

Октябрьская революция наполнила праздничным чувством, революционный романтикой процессии, шествия, манифестации, которые были основными композиционными элементами всех революционных празднеств. Праздничные митинги, демонстрации, сопровождавшиеся горячими речами, революционными песнями, лозунгами, агитконцертами, объединяли массы, воодушевляли их на борьбу, революционизировали, оставляли незабываемый след в личных судьбах людей 28.

Неотъемлемой частью революционных праздников становится искусство. Первое революционное знамя, заказанное В. И. Лениным для праздника первой годовщины Октября, расписали талантливые художники А. В. Куприн и А. В. Лентулов. Ныне это знамя хранится в Государственном музее Революции СССР в Москве. В организации революционных празднеств активное участие принимали такие известные режиссеры-новаторы, как К. А. Марджанов, Н. В. Петров, Н. П. Охлопков, С. Э. Рад-лов, В. Н. Соловьев и др. В сложных условиях гражданской войны и послевоенной разрухи тысячи участников из народа под их руководством создавали величественные праздники, служившие революции29. В оформлении их самое деятельное участие принимали такие известные художники, как К. Петров-Водкин, В. Кустодиев, М. Добужинский, В. Шухаев, В. Лебедев, А. Осьмеркин, А. Куприн, П. Кузнецов, П. Корин, Н. Альтман, С. В. Герасимов и др.

Отзвуком тех празднеств для нас, современников, стала серия картин старейшего советского художника Александра Тышлера под названием «Оформление революционных празднеств в годы гражданской войны» (1976— 1977). Образные картины-воспоминания рассказывают о праздничной атмосфере тех лет, о средствах «выражения» праздника. Так, в его работе «Шествие с чучелами» компактной группой движутся юноши и девушки, чуть впереди — комсомолец в красногвардейском шлеме, с алым бантом на груди; в руках у них шесты, на которых прикреплены чучела буржуинов, нэпманш, белогвардейцев... Для праздника первой годовщины Октября, например, Театральная площадь в Москве украшалась художниками П. Кориным, С. Герасимовым и др. Аристарх Лентулов написал панно «Смычка города с деревней». Оно украшало увядающую осеннюю листву деревьев сквера огромными яркими цветами в стиле народного лубка. Панно «Наука и искусство приносят свои дары труду» было написано художником Н. М. Чернышевым. Темой панно Сергея Герасимова, украшавшего здание бывшей Городской думы (ныне музей В. И. Ленина), было «Крестьянин—хозяин земли». Бывший Незлобии театр (ныне Центральный детский) украсили работы А. В. Куприна «Цветы» и «Искусство». По воспоминаниям Сергея Герасимова, «вся Москва разукрасилась к первой годовщине Великого Октября. Хорошо помню оформление Театральной площади. На здании Метрополя — громадное панно „Рабочий" И. Захарова, на Малом театре — панно „Степан Разин" П. Кузнецова и А. Осьмеркина. Большой театр был украшен портретами К. Маркса и В. И. Ленина, стягами и лозунгами». И дальше: «В первую годовщину Октября Москва была украшена очень смело и красочно и представляла исключительное зрелище по грандиозности масштаба оформления, выражавшего большие чувства народа, рожденные величественными событиями социалистической революции»30. В это время художником А. В. Куприным вводится в панно изображение советского герба как символа народной власти. Введение Государственного герба в композицию панно, оформляющего город, будет впоследствии широко использовано в различных видах монументальной пропаганды.

 

В Средней Азии в организации первых народных праздников большую роль сыграл основоположник новых социалистических узбекских традиций Хамза Хаким-заде Ниязи. Он был прекрасным знатоком фольклора и народных зрелищ Востока. Это позволяло ему включать в сценарии праздников такие народные формы, как искусство маскарабозов и кизикчи (комедийные импровизации), сафсата (философствования), чанди (состязания в остроумии) и т. д. Широко использовал Хамза в своих постановках зрелищ для народа и русскую агитдраматургию, творчески разрабатывая ее с учетом местных условий жизни.

Хамза был инициатором и организатором первых революционных «тойев» — праздников в честь победы Октября (в Андижане, Ташкенте, Бухаре, Хиве, Ходжейли) и Международного женского дня 8 Марта (в кишлаках Ав-вале и Шахимардане Ферганской долины). Взяв традиционную форму «восточных вечеров», которая до революции ограничивалась показом нескольких спектаклей, он превратил ее в трехдневный массовый театрализованный праздник, включавший народные гулянья, массовые инсценировки, агитспектакли и концерты. В дальнейшем творческий опыт Хамзы был использован при развитии других прогрессивных народных праздников, таких, как навруз байрами (весенний новогодний праздник), гул байрами (праздник роз), кавун сайли (праздник дынь), узум сайли (праздник винограда), хирмон байрами (ныне пахта байрами — праздник хлопка).

В. И. Ленин придавал большое значение формированию новых пролетарских традиций, новым всенародным праздникам, формированию нового быта. Не случаен отпет Ленина на записки, полученные им после выступления 8 марта 1919 г. перед работницами, приехавшими из разных уголков страны на женские курсы. По воспоминаниям С. Т. Любимовой, возглавлявшей в те годы работу Женотдела Среднеазиатского бюро ЦК ВКП(б), Ленин сказал: «Все товарищи хотят ехать на фронт. Это неправильно, неправильно потому, что крепить завоевания революции в тылу, строить новый быт — это не менее важная задача». Несмотря на чрезвычайную занятость, В. И. Ленин принимал самое живое участие в праздничных торжествах. Так, в декабре 1917 г. он встречал Новый год с рабочими Выборгской стороны в актовом зале Михайловского училища; постоянно участвовал в проведении годовщин Великого Октября и праздновании 1 Мая; 14 ноября 1920 г. присутствовал на крестьянском празднике в д. Кашино Волоколамского у., где открылась первая электростанция; 22 октября 1921 г. побывал на торжествах, посвященных прокладке первой борозды первым советским электроплугом; 1 Мая 1922 г. присутствовал на торжествах по случаю пуска Каширской электростанции. В условиях социальных преобразований в стране пропагандистская роль новых праздников и обрядов способствовала формированию нового" мировоззрения, свободного от религиозных взглядов; возникновению новых отношений, освобожденных от религиозных барьеров; лишенной суеверий новой психологии. Перестройка сознания, психологии, всего образа жизни, по сути дела, была задачей, поставленной еще социалистами-утопистами, теперь ее решали коммунисты Советской России во главе с В. И. Лениным. Не случайно ко второй годовщине Октября на первой полосе газеты «Известия ВЦИК» были и такие строки: «Для социалистической России нужна новая народная психология. Эта психология начинает вырабатываться. Трудный момент перелома, когда старая, рабская психология, построенная на угрозе палки или голода, умерла, а новая, основанная на сознании своего долга перед своим классом и обществом, еще не сложилась — этот момент проходит у нас па глазах. Нарождается новая психология свободных людей, господ жизни и участников коллективного творчества, которая даст сильнейший толчок росту производительных сил, когда охватит людей».

Грандиозность и революционность задач по перестройке сознания и всего образа жизни людей требовали соответствующих форм. Задачу создания зримых, «материализованных» символов революции и идей социально-культурного прогресса человечества необходимо было решать средствами монументальной пропаганды, и особенно монументальным искусством. Поэтому с первых лет Советской власти характерной приметой каждого общегосударственного праздника было открытие мемориалов, отражавших «идеи и чувства революционной трудовой России». Декретом о памятниках республики (апрель 1918 г.) особой комиссии поручалось «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие  дни Российской   социалистической   революции»34.

Праздничные вернисажи были частью ленинской программы развертывания социалистического строительства и преобразования общественного быта средствами монументальной пропаганды.

Пристально следил В. И. Ленин за мероприятиями по установлению первых мемориальных досок и памятников и всегда стремился принять непосредственное участие в церемониях их закладки или открытия. В дни празднования первой годовщины Октября В. И. Ленин выступил на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу. С площади Революции Ленин вместе с манифестантами прошел на Красную площадь, где открыл мемориальную доску, установленную в память борцов Октябрьской революции. На ней изображалась белокрылая фигура с веткой мира в руке и надписью «Павшим в борьбе за мир и братство народов». 1 Мая 1919 г. Ленин принял участие в открытии временного памятника Степану Разину возле Лобного места на Красной площади. В Первомай 1920 г., который IX съезд партии призвал провести как «грандиозный Всероссийский субботник», на Пречистенской набережной реки Москвы Лениным был заложен памятник «Освобожденный труд». Так составной частью массовых революционных торжеств стала монументальная наглядно-зрелищная пропаганда, выраженная средствами искусства, ориентированного на многотысячную аудиторию.

Для эстетики революционной праздничности характерны и черты народных гуляний: массовые выступления актеров, праздничные балаганы, агиттрамваи, агитпоезда, митинги-концерты.

Большую роль в деле идейно-политического воспитания и сплочения масс играли в то время митинги-концерты и митинги-спектакли, составлявшие важную часть программы революционных праздников. Например, в Москве во вторую годовщину Октября в кинотеатре «Колизей» в программе митинга-концерта был доклад, посвященный Советской власти. Собравшиеся единодушно приняли резолюцию с приветствиями Красной Армии и питерским рабочим. Эти приветствия не случайны: под Петроградом были разбиты белогвардейские войска Юденича.



Категория: Коммунизм | Просмотров: 2717 | Добавил: kvistrel | Теги: 1 мая, празднование 1 мая, праздники, Парад и демонстрация трудящихся, СССР
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Онлайн всего: 43
Гостей: 43
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве советские фильмы научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2024