В. И. Ленин.
ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ.
продолжение
ГЛАВА I
- ГОСУДАРСТВО - ПРОДУКТ НЕПРИМИРИМОСТИ КЛАССОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
- ОСОБЫЕ ОТРЯДЫ ВООРУЖЕННЫХ ЛЮДЕЙ, ТЮРЬМЫ И ПР.
- ГОСУДАРСТВО - ОРУДИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ УГНЕТЕННОГО КЛАССА
- «ОТМИРАНИЕ» ГОСУДАРСТВА И НАСИЛЬСТВЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
ГЛАВА II
- КАНУН РЕВОЛЮЦИИ
- ИТОГИ РЕВОЛЮЦИИ
- ПОСТАНОВКА ВОПРОСА МАРКСОМ В 1852 ГОДУ
ГЛАВА III
- В ЧЕМ ГЕРОИЗМ ПОПЫТКИ КОММУНАРОВ?
- ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ РАЗБИТУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ МАШИНУ?
- УНИЧТОЖЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
- ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНСТВА НАЦИИ
- УНИЧТОЖЕНИЕ ПАРАЗИТА - ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА IV
- «Жилищный вопрос»
- Полемика с анархистами
- Письмо к Бебелю
- Критика проекта Эрфуртской программы
- Предисловие 1891 года к «Гражданской войне» Маркса
- Энгельс о преодолении демократии
ГЛАВА V
- Постановка вопроса Марксом
- Переход от капитализма к коммунизму
- Первая фаза коммунистического общества
- Высшая фаза коммунистического общества
ГЛАВА VI
ОПОШЛЕНИЕ МАРКСИЗМА ОППОРТУНИСТАМИ
Вопрос об отношении государства к социальной революции и социальной революции к государству занимал виднейших теоретиков и публицистов II Интернационала (1889-1914) очень мало, как и вообще вопрос о революции. Но самое характерное в том процессе постепенного роста оппортунизма, который привел к краху II Интернационала в 1914 году, - это то, что даже когда вплотную подходили к этому вопросу, его старались обойти или его не замечали.
В общем и целом можно сказать, что из уклончивости по вопросу об отношении пролетарской революции к государству, уклончивости, выгодной для оппортунизма и питавшей его, проистекло извращение марксизма и полное опошление его.
Чтобы охарактеризовать, хоть вкратце, этот печальный процесс, возьмем виднейших теоретиков марксизма, Плеханова и Каутского.
1. ПОЛЕМИКА ПЛЕХАНОВА С АНАРХИСТАМИ
Плеханов посвятил вопросу об отношении анархизма к социализму особую брошюру: «Анархизм и социализм», которая вышла по-немецки в 1894 году.
Плеханов ухитрился трактовать эту тему, совершенно обойдя самое актуальное, злободневное и политически наиболее существенное в борьбе против анархизма, именно отношение революции к государству и вопрос о государстве вообще! В его брошюре выделяются две части: одна - историко-литературная, с ценным материалом по истории идей Штирнера, Прудона и пр. Другая часть: филистерская, с аляповатым рассуждением на тему о том, что анархиста не отличишь от бандита.
Сочетание тем презабавное и пре-характерное для всей деятельности Плеханова во время кануна революции и в течение революционного периода в России: Плеханов так и показал себя в 1905-1917 годах полу-доктринером, полу-филистером, в политике шедшим в хвосте у буржуазии.
Мы видели, как Маркс и Энгельс, полемизируя с анархистами, выясняли всего тщательнее свои взгляды на отношение революции к государству. Энгельс, издавая в 1891 году «Критику Готской программы» Маркса, писал, что «мы (т. е. Энгельс и Маркс) находились тогда в самом разгаре борьбы с Бакуниным и его анархистами - после Гаагского конгресса (первого) Интернационала 100 едва прошло два года» 101. Анархисты пытались именно Парижскую Коммуну объявить, так сказать, «своей», подтверждающей их учение, причем они совершенно не поняли уроков Коммуны и анализа этих уроков Марксом. Ничего даже приблизительно подходящего к истине по конкретно-политическим вопросам: надо ли разбить старую государственную машину? и чем заменить ее? анархизм не дал.
Но говорить об «анархизме и социализме», обходя весь вопрос о государстве, не замечая всего развития марксизма до и после Коммуны, это значило неминуемо скатываться к оппортунизму. Ибо оппортунизму как раз больше всего и требуется, чтобы два указанные нами сейчас вопроса не ставились вовсе. Это уже есть победа оппортунизма.
Продолжение следует
Читать полностью
http://kvistrel.ucoz.ru/biblioteka/LeninSob/33.htm#s1
|