СТАЛИН
ЧЕЛОВЕК, ЧЕРЕЗ КОТОРОГО РАСКРЫВАЕТСЯ НОВЫЙ МИР
1928-1934
ВЕЛИКИЕ ЛОЗУНГИ
Новейший период русской революции. Период Пятилетнего плана 1928 года.
Единственный в мире народ, народ изумительно новый, народ, не похожий на другие народы, - бросается в бой против стихийных сил. Настало время электрификации, задуманной еще в годы бурь и разрухи.
План, охватывавший годы 1928-1932, и в конце 1932 года, четыре года спустя, уступивший место новой Пятилетке, потому что в этот момент его уже можно было считать выполненным, - этот план распространялся и на город, и на деревню. Развитие промышленности - огромный скачок вперед - и победа социализма в деревне. (Два огромных живых вопроса, соединенных друг с другом пуповиной - и мощным костяком машин). Россию, которая всегда тащилась в хвосте мировой промышленности, надо было сразу выдвинуть вперед и сделать насквозь социалистической.
Припомним, как определил необозримые основные задачи Сталин: дело идет о том, чтобы превратить отсталую Россию в технически современную страну, чтобы не зависеть от капиталистических стран, чтобы советская власть была крепка и социализм мог победить, чтобы стала возможной ликвидация кулака и переход от мелкого, частнособственнического сельского хозяйства к коллективизации сельского хозяйства, чтобы обеспечить военную оборону.
И это строительство в одной стране - должно было обойтись без иностранного капитала.
Несмотря на серьезнейшие победы, одержанные единственной страной, яростно и в то же время методически боровшейся за них уже десять лет, мировое общественное мнение буржуазии не сложило оружия, не простило стране выход из общего "порядка", и большая пресса, орудие капиталистической информации, - то есть лжеинформации, - последовательно проводила свою подлую тактику: либо она так же бесчестно, как отрицают подлинность своей подписи, отрицала подлинность успехов Советского Союза, либо, в тех случаях, когда отрицать эти успехи было бы слишком уж глупо, приписывала эти успехи отходу от принципов социализма. С самого начала первой Пятилетки и до самого ее завершения официальная журналистика сохраняла гримасу желчной иронии. Вот несколько выдержек, приведенных самим Сталиным:
- "Ах, план? - говорит "Нью-Йорк Таймс" в конце ноября 1932 года. - Бросьте! Это - спекуляция!" Примерно в то же время "Дейли Телеграф" заявляет: "Полный крах!" "Коллективизация позорно провалилась", - подхватывает уже упомянутый "Нью-Йорк Таймс". "Тупик!" - утверждает "Газета Польска". "Катастрофа налицо", - вещает итальянский журнал "Политика". Английская газета "Файнашиэл Тайме" решительно вынуждена констатировать "крах системы пятилетнего плана". Не менее категорически высказывается и американский буржуазный журнал "Керрент Истори": "Пятилетняя программа провалилась как в отношении объявленных целей, так и еще более основательно в отношении ее основных социальных принципов".
"В СССР пятилетние планы существуют лишь на бумаге. Они никогда не выполняются", - пишет один русский автор, бывший коммунист, выгнанный из партии за нечистые дела. В книге, написанной в 1931 году; этот же господин сообщает нам, что "в СССР единственное место, где не умирают с голоду, - это тюрьма". "У всех советских граждан, - добавляет он, - дырявые башмаки и погасший взгляд". "Плевать мне на мировую революцию", - сказал будто бы в 1927 году Сталин крупному американскому фермеру мистеру Кэмпбеллу; во всяком случае, господин фермер имеет наглость утверждать это в своей книге. Если угодно, отметим, кстати, что "в московских, ресторанах подают детское мясо на вертеле", - так, по крайней мере, утверждает еще немало "порядочных" людей.
Так вот. Пятилетний план 1928 года, опиравшийся на колоссальные цифры, был за четыре года выполнен на 96,4%. По линии тяжелой индустрии эти четыре года дали 108% выполнения. С 1928 по 1934 год производство в стране утроилось. По сравнению с довоенным временем оно учетверилось к концу 1933 года.
С 1928 по 1932 год число рабочих возросло с 9500000 до 13800000 (в крупной промышленности число рабочих выросло на 1800000, в сельском хозяйстве - на 1100000, число торговых служащих увеличилось на 450000). Безработица при этом, само собой разумеется, целиком отошла в прошлое.
Доля промышленности в общей сумме производства, - т.е. по отношению к сельскохозяйственному производству, - в 1913 году равнялась 42%, в 1928 году - 48%, в 1932 - 70%.
Доля социалистической промышленности в общем промышленном производстве достигла за четыре года 99,93%.
За четыре года народный доход возрос на 85%. К концу этого периода он превысил 45 миллиардов рублей. Спустя еще год он достиг 49 миллиардов (на долю частного капитала и концессий приходится 0,5%).
Фонд заработной платы рабочих и служащих возрос с 8 до 30 миллиардов рублей.
Число грамотных по Союзу в конце 1930 года было равно 70%, а в конце 1933 года - 90%.
Не угодно ли хотя бы бегло сопоставить эти цифры, свидетельствующие о небывалом в истории человечества продвижении вперед, с теми "дальновидными" пророчествами, которые мы только что привели, - тупик, провал, катастрофа, разгром. Эти пророчества высказывались перед всем миром в то время, как План был уже почти осуществлен.
Созданы новые отрасли промышленности, - от станкостроения, автостроения, тракторостроения, химического производства, производства моторов, самолетов, сельскохозяйственных машин, мощных турбин и генераторов, качественных сталей и ферросплавов - вплоть до производства синтетического каучука и искусственного волокна. Два года тому назад я приехал из Лондона в Ленинград на большом пароходе, который весь, абсолютно весь, со всеми своими машинами и оборудованием, вплоть до двух роялей (один для пассажиров, другой для команды), был построен на советских заводах. В Москве я видел гигантский самолет (внутри этой громады - перспектива заводского цеха), в котором нет ни одной заграничной детали, кроме шин на колесах шасси.
Реконструированы тысячи старых заводов. Тысячи новых предприятий громоздятся многообразными и многоцветными группами вокруг индустриальных гигантов, из которых многие стоят на первом месте во всей современной индустриальной цивилизации: Днепрогэс, Магнитогорск, Челябинск, Бобрики, Уралмашстрой, Краммашстрой.
Научные экспедиции систематически вскрывают все природные богатства страны. Там и тут, на Украине, на Северном Кавказе, в Закавказье, в Средней Азии, в Бурят-Монголии, в Казахстане, в Татарии и Башкирии, на Урале, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке - возникли огромные новые центры.
За четыре года, - говорит "Нейшен", - "новые города возникли в степях и пустынях, не какие-нибудь несколько городов, а по меньшей мере 50 городов с населением от 50 до 250 тыс. человек". Это - гармонические, специализированные промышленные центры. Огромный новый город покрывает железобетонной архитектурой берега Днепра; рядом - одна из самых мощных гидроэлектростанций в мире. (Через несколько лет эта станция будет занимать лишь пятое или шестое место1). В Кузнецком угольном бассейне сразу появилось шесть новых городов с населением в 600000 человек. На крайнем севере, в районе апатитовых залежей, с необычайной быстротой возник город, в котором теперь 80000 жителей.
Читать полностью
VI. 1928-1934. Великие лозунги
Барбюс Анри - Сталин
|