К годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции
Что дала Революция людям
«Обломок империи» («Господин фабком») — советская драма 1929 года, режиссёра Фридриха Эрмлера.
«Обломок империи» — несомненно, одно из оригинальнейших творений советского немого кино. В его истоке реальная история, одновременно напоминающая сказку, былину и страницы учебника клинической психиатрии. Фронтовая контузия отняла у человека память, сознание собственного «я», а когда сознание и память вернулись, он оказался в неведомом ему мире. Ведь «умер» он при царе, а «воскрес» при социализме. Н. Погодин написал об этом очерк «Гость с того света». Драматург К. Виноградская, режиссер Ф. Эрмлер, актер Ф. Никитин сняли фильм «Обломок империи» — о человеке и времени, о личности в истории.
Фильм восстановлен и озвучен в 1967 году.
Действие фильма разворачивается в небольшом населённом пункте во время Гражданской войны. Войска Юденича подходят к Петрограду. Красная Армия отступает. Холодно, тиф косит свою жатву, мертвых вынуждены снять с поезда, а хоронить нет времени. Красноармейский состав спешно уходит. Трупы оставляют на станции. Станционная сторожиха и контуженный унтер-офицер Филимонов снимают с убитых сапоги, и вдруг обнаруживают, что один из красноармейцев подаёт признаки жизни. Его переносят в дом. Станцию занимают белые...
Случайно спасенный красноармеец приходит в себя и, мучаясь от жажды, отталкивает от недавно ощенившейся собаки детёнышей и жадно начинает сосать молоко. В этот момент в помещение заходит белый офицер. Раздаётся выстрел. Собака мертва. А несмышлёные щенята продолжают ползти к заветному материнскому молоку. Тифозного красноармейца же, белый офицер трогать не стал, решив, что тот и так умрёт. Филимонов в ужасе от этой сцены, пытается помочь красноармейцу, кормит его.
Дальнейшее действие фильма происходит в 1928 году. Филимонов по прежнему ничего не помнит. Однако вот в окне вагона поезда мелькает знакомое женское лицо, и память начинает возвращаеьтся к бывшему унтер-офицеру. Он вспоминает подробности своей военной службы, кошмары Первой мировой войны, братание, вспоминает, что он раньше жил в Петербурге и что у него была жена. Он решает возвратиться туда.
По прибытии прежнего Петербурга Филимонов не видит: кругом строятся новые высотные здания, а в центре площади возвышается памятник Ленину, который как бы является ознаменованием новой эпохи. Он едет в трамвае. Люди, их одежда, общение, изумляют его. Растерянный Филимонов идёт в адресное бюро, но там ему сообщают, что место жительства его жены неизвестно.
Он направляется к своему бывшему хозяину, владельцу фабрики, падает на колени, как привык. Но бывший фабрикант уже не владеет фабрикой, все, что он может – это написать рекомендательную записку в фабком.
Фабрика теперь дворец труда... Бывший унтер-офицер ищет господина фабкома. Там выясняется, что один из членов фабкома - тот самый спасённый Филимоновым красноармеец.
Заседает фабричный комитет. Филимонова принимают на работу. Ему дают общежитие. Он рад и благодарит господина фабкома. Все смеются. Но Филимонов уверен, что тот, кто дает работу – барин. «Какие мы баре? Будто не знаешь, как мы бар прогнали? Как за революцию воевали?» - строго выговаривают ему.
Унтер- офицер Филимонов снова становится рабочим на ткацкой фабрике. Но порядки здесь уже другие – светлые залы, много воздуха, охрана труда, директорша здоровается с ним за руку... Он с недоумением смотрит на женщину-директора, пытается спрятать «Правду» и в итоге не выдерживает и выбегает с безумным криком: "Кто хозяин?!". Рабочие завода подходят к нему, успокаивают и объясняют, что хозяева фабрики, как и всей страны – рабочие. Они работают на себя. Все, что они производят, им же и принадлежит. «Мы все! И ты тоже хозяин!»
И он становится настоящим хозяином, следит за порядком. Друзья помогают ему найти жену, Наташу, которая, считая его погибшим, вышла повторно замуж за культработника. Однако в жизни он - обыкновенный домашний тиран, который оскорбляет жену, постоянно придирается к ней. Филимонов предлагает Наташе уйти с ним. Она неуверенно смотрит на него, качает головой - пути назад уже нет. «Эх, вы, обломки империи. Вот и всё». - произносит на прощание Филимонов и собирается уже уйти из этого дома. Однако вдруг ручка входной двери Наташи поворачивается, значит она всё-таки решила вернуться, вырваться из мещанского болота. И тогда Филимонов добавляет: «Нет, не все. Сколько у нас еще работы, товарищи»
|