Виктор
Шапинов
ПАТРИОТИЗМ И
КОММУНИЗМ
Статья первая."Рабочие не имеют
отечества"
Мутная вода патриотической
идеологии на рубеже веков перекочевала со страниц маргинальных
оппозиционных изданий в руководящие головы Администрации президента и на
экраны общенациональных телеканалов. Думские фракции соревнуются между
собой в патриотизме и бросают друг другу обвинения в предательстве
национальных интересов. Патриотизм нефтегазовых корпораций и силовых
органов, патриотизм скинхэдов и полковника Буданова - все это стало
фоновым рисунком политических игр российских политиков, политическим
мейнстримом.
И вот, теперь, когда патриотическая
идеология нашла себе новых богатых любовников в лице крупного капитала и
бюрократического аппарата буржуазной России, левая оппозиция всеми
силами стремится сохранить длившийся с начала 90-х противоестественный
альянс патриотизма и социализма. Она готова перещеголять в патриотизме
самые ура-патриотические фракции буржуазии, жалуясь при этом, что
буржуазные патриоты украли у них лозунги и, как назло, тем они гораздо
больше к лицу.
Этот чудесный момент свести счеты с
патриотической идеологией, раз и навсегда проведя между собой и ею
четкую классовую грань, левое движение тратит на слезливое и тягостное
расставание с патриотизмом и доходящие до неприличия попытки сохранить
хотя бы часть патриотического наследства. Как правило, этой частью
оказывается настолько ветхий и ненужный хлам, который не годится даже
самым правым группировкам национального капитала, но почему-то считается
пригодным для использования лидерами коммунистических
партий.
Тем не менее, развод коммунизма и патриотизма
назрел и даже перезрел. Он с необходимостью вытекает не только из почти
двухвековой истории освободительной борьбы рабочего класса, но и из
самой логики классовой борьбы в странах бывшего СССР последних
пятнадцати лет. Необходимость этого развода не только теоретически
доказана марксистами прошлого, в том числе Марксом, Энгельсом, Лениным,
но и пробивает себе дорогу несознательно, стихийно в переходе части
актива левого движения России (особенно молодежи) от
национал-патриотических лозунгов "традиционных" левых партий к поддержке
так называемой "либеральной" буржуазии в ее псевдооппозиционных
выступлениях. И в условиях дефицита четкой марксистской линии, это может
стать законной реакцией на разочарование в патриотизме не только в
коммунистических массах, но и среди части
вождей.
Поскольку развод социализма и патриотизма
запоздал, сегодня уже недопустимы какие либо уступки патриотической
идеологии даже в частных вопросах. Как мы покажем ниже, такие уступки
приводят представителей нашего движения к переходу на позиции правящего
класса практически по всем вопросам внешней и внутренней политики.
Сегодня, при почти полном отсутствии действительно левой политической
практики и организованных выступлений рабочего класса, мы можем лишь
показать, как сводили свои счеты с патриотизмом классики революционной
теории, а также какие тяжелые поражения терпел рабочий класс, когда
позволял своим руководителям даже легкий флирт с патриотизмом. Но и
этого вполне
достаточно.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс:
"Рабочие не имеют
отечества"
Слова "Манифеста
Коммунистической партии" Маркса и Энгельса: "Рабочие не имеют отечества"
не часто вспоминают сегодня на партийных собраниях и левых митингах.
Маркс и Энгельс, написавшие это, выглядят пугалом в глазах обывателя, на
электоральные предпочтения которого по большей части ориентируется
сегодняшняя левая оппозиция. Однако именно эти слова показывают, что
Маркс и Энгельс в вопросах исторического развития человечества полтора
столетья назад стояли на голову выше сегодняшних патриотических
мудрецов. И дело здесь вот в чем.
Действительное
политическое значение патриотизм приобрел с началом капиталистического
этапа развития человеческого рода. Класс капиталистов, вылупившись из
городского ремесленника и торговца, застал Европу разделенной на
лоскутки феодальных вотчин, сцепленных сложными хитросплетениями
вассально-сеньориальных зависимостей, большинство населения было
"прикреплено" к земле и находилось почти в полном распоряжении владельца
этой земли - феодала. Почва для дальнейшего развития капитализма,
которому нужна вольнонаемная рабочая сила и возможно более широкий и не
разделенный феодальными перегородками рынок, была
непригодной.
Дабы расчистить почву для
капиталистического развития, и тех пор, как буржуазия нашла в себе силы
освободить свою идеологию от неизбежной в Средневековье религиозной
оболочки, она приняла на вооружение знамя патриотизма и отечества.
Именно так было удобнее формировать национальный рынок и освобождать
общество от феодальных пут, представляя всех его членов, как
равноправных граждан одной нации.
Пока революционной
была буржуазия, революционной была и ее идеология - патриотизм. Но,
буржуазия не может не создавать собственного антипода - лишенного
собственности вольнонаемного работника-пролетария. Не успев справиться с
одним своим врагом - феодальной аристократией, буржуазия, уже
почувствовала за своей спиной тяжелое дыхание врага гораздо более
опасного - рабочего класса. Прокатившаяся по Европе волна революций 1848
года окончательно расставила все точки над "i", показав, что буржуазия
везде встала на реакционные позиции и согласилась и далее терпеть над
собой аристократическую надстройку, лишь бы защититься от угрозы
"красной", рабочей революции, угрожающей всем классам, чье господство
основано на частной собственности. С тех пор революционности буржуазии в
ведущих странах Европейского континента приходит конец. Соответственно,
для этих стран приходит конец и революционному
патриотизму.
Именно в этот момент, а именно в феврале
1848 года, в Лондоне, появляется на свет "Манифест Коммунистической
партии", в котором набирающая силу рабочая составляющая европейского
революционного движения приобрела свою теоретическую
форму.
Здесь Маркс и Энгельс в общих чертах
обрисовывают то отношение к патриотизму и отечеству, которое станет
общим для научного социализма:
"коммунистов упрекают,
будто они хотят отменить отечество,
национальность.
Рабочие не имеют отечества. У них
нельзя отнять то, чего у них нет…
Национальная
обособленность и противоположности народов все более и более исчезают
уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с
единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий
жизни.
Господство пролетариата еще более ускорит их
исчезновение", - пишут классики.
Обычно, эту глубокую
мысль понимают упрощенно. Мол, у пролетариев нет отечества, потому, что
они ничем не владеют, бедны, не могут влиять на дела государства. Это и
так и не так. Чуть раньше, в работе "Немецкая идеология" Маркс и
Энгельс писали:
"Крупная промышленность создала
повсюду в общем одинаковые отношения между классами общества и тем самым
уничтожила особенности отдельных национальностей. И наконец, в то время
как буржуазия каждой нации еще сохраняет свои особые национальные
интересы, крупная промышленность создала класс, которому во всех нациях
присущи одни и те же интересы и у которого уже уничтожена национальная
обособленность,— класс, который действительно оторвался от всего старого
мира и вместе с тем противостоит ему".
Таким
образом, у пролетариата нет отечества не только потому, что он ничем не
владеет в этом отечестве, но и потому, что его интересы не тождественны и
даже прямо противоположны интересам всех отдельных отечеств. Поэтому,
ни приобретение пролетариатом политических прав, ни лучшее материальное
положение в том или ином отечестве не делают пролетариат патриотическим
классом.
Если страна победившего пролетариата -
например, Советский Союз, - и становилась отечеством всех рабочих, то
только потому, что полностью отказывалась от своих "национальных
интересов", делая своим национальным интересом интерес борьбы всех
пролетариев всех стран. И как только руководители Советского Союза
начали отходить от этого принципа, пролетарии других стран переставали
воспринимать СССР как свое отечество, что вело не только к серьезным
внешним, но и внутренним последствиям, гибельным для
социализма.
Позднесоветские руководители,
превратившие свою международную политику в "искусство возможного",
отказываясь от бескомпромиссной борьбы с империализмом и поддержки
революции в других странах, больше думали о своих "национальных
интересах". Они не понимали, что только развитие и наиболее широкий
размах мировой революции может позволить укрепиться социализму в СССР и
других социалистических странах, и что задержка, "застой" в развитии
мировой революции неминуемо приведет к откату назад и той или иной форме
реставрации внутри СССР. Так, собственно, и произошло. Ведь, по своей
сущности, СССР строился и мог существовать только как государство
интернациональное, отечество мирового пролетариата, само экономическое
положение которого исключает всякую национальную узость, которому тесно в
прокрустовом ложе национального
государства.
Национальное государство является
колыбелью развития пролетариата лишь по необходимости, оно достается ему
в наследство от буржуазии. Поэтому Маркс и Энгельс пишут далее в
"Манифесте":
"Так как пролетариат должен прежде всего
завоевать политическое господство, подняться до положения национального
класса (в английском издании 1888 года: "ведущего класса нации" -
В.Ш.), конституироваться как нация, он сам пока еще национален, хотя
совсем не в том смысле, как понимает это
буржуазия".
Борьба пролетариата за власть происходит в
рамках национального государства, тем не менее, в этой борьбе
пролетариат, если хочет победить, руководствуется не национальным, а тем
общим для всех наций классовым интересом, объективно вытекающим из его
положения в системе общественного производства. Этот общий интерес все
более проявляется в революционную эпоху - в окопных братаниях братьев по
классу, международной солидарности профсоюзов, интернациональном
единстве рабочих партий. И наоборот, в эпоху реакции наружу выступает
все косное и реакционное, что остается в рабочем классе как печать
буржуазного общества его породившего: шовинизм, национализм,
патриотизм.
|