Засулич Вера Ивановна (партийный и литературный псевдоним — Велика, Велика Дмитиевна, Вера Ивановна, Иванов В., Карелин Н., Старшая сестра, Тётка, В. И. и др.) [27.7(8.8).1849, деревня Михайловка Смоленской губернии, — 8.5.1919, Петроград], деятель русского революционного движения. Родилась в дворянской семье. В 1867 в Москве закончила пансион и выдержала экзамен на учительницу. Приехав в 1868 в Петербург, приняла участие в революционных кружках. В 1869—71 находилась в заключении в связи с нечаевским делом, затем — в ссылке. С 1875 — на нелегальном положении. Член народнической группы киевских "бунтарей", после разгрома которой переехала (1877) в Петербург. 24 января 1878 стреляла в петербургского Градоначальника Ф. Ф. Трепова, по приказу которого был высечен заключённый революционер Боголюбов (Емельянов А.). Оправдательный приговор, вынесенный ей 31 марта 1878 судом присяжных (председатель суда А. Ф. Кони, защитник П. А. Александров), вызвал единодушное одобрение общественности. Не желая подвергнуться новому аресту, приказ о котором был отдан после оправдательного приговора, Засулич эмигрировала. В 1879 возвратилась в Россию, примкнула к "Чёрному переделу". В 1880 вновь эмигрировала, была заграничным представителем "Красного креста" "Народной воли". В 1883, перейдя на позиции марксизма, вошла в состав группы "Освобождение труда", переводила произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, вела с ними переписку. В конца 1899 нелегально приезжала в Россию для установления связи с социал-демократическими группами. В 1900 вошла в состав редакций "Искры" и "Зари". Участвовала в конгрессах 2-го Интернационала. На Втором съезде РСДРП (1903) примыкала к искровцам меньшинства; после съезда — один из лидеров меньшевизма. В годы реакции (1907—10) ликвидатор. Во время 1-й мировой войны 1914—18 социал-шовинист. В 1917 член Меньшевистской группы "Единство". Октябрьскую революцию 1917 встретила враждебно. Засулич принадлежат очерк истории Международного товарищества рабочих, сочинения о Ж. Ж. Руссо и Вольтере, литературно-критические статьи о Д. И. Писареве, Н. А. Добролюбове, Н. Г. Чернышевском, С. М. Кравчинском (Степняке) и др. В своих литературно-критических работах Засулич продолжала передовые традиции революционно-демократической литературы. В. И. Ленин, резко критикуя меньшевистскую позицию Засулич, высоко оценивал её прежние революционные заслуги.
Клим Жуков. Вера Засулич - новое судилище и левый терроризм.
8 октября день рождения Веры Засулич
2011-10-08
История жизни революционерки Веры Засулич непроста. Самым значительным, наверное, в ее революционном пути было то, что она всегда была первой: вначале Засулич стала символом террора в революции, позже - одним из первых российских марксистов. В историю Вера Засулич вошла прежде всего своим выстрелом в градоначальника Петербурга Федора Трепова, который приказал высечь арестованного студента-революционера Боголюбова за то, что он не снял перед ним шапку. Боголюбов еще не был осужден, и приказание Трепова было противозаконным. Избиение Боголюбова возмутило всю прогрессивную Россию, стало символом полнейшего правительственного произвола, попирания всех прав и достоинства личности.
Выстрел Веры Засулич поэтому мгновенно стал известен всему миру, а в России она сразу же стала героиней демократически настроенных кругов. Восхищение вызывали ее смелость и самоотречение. Царь Александр II хотел «замять» ее дело, то есть, чтобы ее судили не как политическую преступницу, а как уголовную. Однако этого не получилось из-за широкого общественного интереса к делу. Также благодаря общественному мнению Засулич была оправдана и выпущена на волю, но сразу же после этого последовал приказ об ее повторном аресте.
Находясь в эмиграции, Засулич продолжала активную революционную деятельность, пересмотрела свои взгляды, отказалась от терроризма и народничества и вместе с Плехановым, Аксельродом, Дейчем и Игнатовым создала первую российскую марксистскую группу «Освобождение труда».
Вера Засулич - одна из первых женщин-революционерок России, отважная, с гибким критическим умом. С детства ей внушали, что она - некрасивая, предсказывали, что ей придется тяжким трудом зарабатывать себе на жизнь, так как с ее «данными» она не сможет найти себе богатого мужа. Но ее судьба оказалась иной, не менее тяжелой, но гораздо более достойной: она посвятила свою жизнь не построению личного счастья, а борьбе за счастье родного народа. И нужно сказать, что из невзрачной, серенькой девчушки она превратилась в женщину, восхищающую и вдохновляющую миллионы сердец.