УИЛЬЯМ 3. ФОСТЕР
ОЧЕРК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ АМЕРИКИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ОТ ВОЙН ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ ДО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ войны
13. Территориальная экспансия Соединенных Штатов................275
Покупка Луизианы — 276.
Раздел Мексики — 279.
Усиление экспансии—282.
Подавление сопротивления индейцев—286.
Изгнание индейцев за Миссисипи — 291.
Ограбление индейцев на Западе — 293.
14. Рост промышленности и развитие империализма в США и Канаде - 293
Развитие промышленности перед гражданской войной — 299.
Развитие транспорта — 303.
Развитие экономики после Гражданской войны —305.
Возникновение империализма Соединенных Штатов—310.
Испано-американская война —312.
Экономика, в которой царит закон джунглей —315.
Индустриализация Канады—318.
Рост промышленности—319.
13. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
Как только тринадцать английских колоний в результате войны 1776—1783 годов добились независимости и создали правительство Соединенных Штатов, они стали еще энергичнее продвигаться на Запад, продолжая движение, начатое белыми еще во времена их поселений в Виргинии в 1607 году. Движение на Запад приняло массовый характер. Большую активность в этом деле проявляли южные рабовладельцы, всеми силами стремившиеся распространить плантационную систему на обширные территории Запада. В этом движении участвовали и спекулянты землей с Севера, стремившиеся разбогатеть путем захвата крупных земельных площадей, пригодных для сельского хозяйства. Устремились на Запад и бедные слои населения, которые испытывали острый земельный голод и рассчитывали основать фермы на огромных безлюдных пространствах Запада. Люди устремлялись на Запад неудержимым потоком, при этом они проявляли такую же жестокость, как солдаты Кортеса и Писарро, и неумолимо теснили как соперничающие капиталистические державы, так и индейское население.
Об экспансионистских замыслах правящих классов Соединенных Штатов свидетельствует многозначительное название, присвоенное новой республике Конституционным конвентом: Соединенные Штаты Америки. Никакая другая страна Западного полушария никогда не пыталась присвоить исключительно себе общее имя Америки.
Эта политика безудержной экспансии развернулась со всей силой перед гражданской войной 1861—1865 годов. В предвоенные десятилетия экспансионисты в рядах правящего класса выдвинули лозунг «явное предначертание». По их теории, народу Соединенных Штатов предначертано владеть всей Северной Америкой, а может быть, и значительной частью Южной Америки. «Если бы им удалось
осуществить свою программу полностью, то весь континент Северной Америки был бы занят «новыми Соединенными Штатами», о которых говорил Клей»1 Буржуазные экспансионисты полностью пренебрегали правами негров и индейцев и не считались со своими соперниками. Эти воинствующие поборники «явного предначертания» были непосредственными предшественниками современных империалистов США, проникнутых шовинистическими идеями превосходства англо-саксонской расы; они считают, что Соединенные Штаты призваны историей управлять не только Западным полушарием, но и всем миром.
Первым препятствием, которое смели белые в своем натиске на Запад, была демаркационная линия, установленная Парижским договором 1763 года. Эта линия проходила по гребню Аппалачских гор; к западу от нее формально запрещалось основывать поселения белых. Англия установила эту границу, стремясь сдержать экспансию своих колоний, которые стали проявлять уж слишком много энергии и мятежного духа. Но революция совершенно стерла эту границу, хотя она и так была не очень серьезным препятствием, поскольку поселенцы постоянно просачивались сквозь нее и оседали на землях индейцев. Уже в 1775 году Даниэль Бун прошел через горы в Кентукки и создал там первые поселения; во время революции вооруженные силы под командованием Джорджа Роджерса Кларка официально завладели всей территорией к северу от реки Огайо, вплоть до Миссисипи. Мирным договором 1783 года, заключенным по окончании революционной войны, демаркационная линия по Аппалачским горам была полностью уничтожена. По этому договору к освобожденным колониям отходила вся территория к западу от Аллеганских гор до реки Миссисипи, за исключением лишь Флориды, причем о подлинных владельцах этой земли — индейцах —даже не упоминалось. В результате первоначальная территория тринадцати колоний выросла больше чем вдвое. За этим первым крупным захватом земли быстро последовали другие.
ПОКУПКА ЛУИЗИАНЫ
Следующим крупным препятствием для экспансии Соединенных Штатов на запад было то, что имевшая важнейшее значение территория Луизианы принадлежала иностранцам. Этот огромный край, простиравшийся более чем на полторы тысячи километров с севера на юг, был прямой помехой переселению больших масс людей на запад. «В течение 30 лет владения европейцев в долине Миссисипи представляли собой угрозу независимости и росту Соединенных Штатов»2. Это препятствие надо было во что бы то ни стало устранить. В руках умного и вероломного Наполеона Луизиана могла превратиться в смертельную угрозу существованию молодой республики.
До того времени история Луизианы была богата крупными событиями. В 1528 году де Вака и в 1539—1542 годах де Сото исследовали ее и объявили собственностью Испании. Однако во второй половине следующего столетия Ласалль и другие французские исследователи, спустившиеся по Миссисипи из Канады, объявили собственностью Франции всю Луизиану, в которую входила территория Среднего Запада от Великих озер до Мексиканского залива. Испания уступила эту территорию Франции в 1732 году, но получила ее обратно в 1762 году. В 1800 году Наполеону удалось вновь отнять Луизиану у Испании.
У Наполеона по отношению к новой колонии были широкие замыслы. Он рассчитывал превратить ее в крупную американскую империю, используя при этом Гаити в качестве своей продовольственной и военно-морской базы. Но эти грандиозные планы рухнули, так как в результате восстания 1791—1803 годов в Гаити Франция потеряла этот остров, а также потому, что она все больше втягивалась в войну в Европе. Поэтому, когда в 1803 году уполномоченные Соединенных Штатов вступили в переговоры с Наполеоном по поводу Луизианы, он, к их немалому удивлению, сразу согласился продать ее примерно за 15 миллионов долларов. Наполеон прекрасно понимал, что, будучи связан в Европе, он не сумеет оградить Луизиану от американских поселенцев, которые со свойственной им агрессивностью уже устремились через ее границы и селились на богатой, плодородной земле. Наполеону оставалось либо продать Луизиану, либо потерять ее. Он выбрал меньшее из двух зол и продал ее.
Таким образом, в 1803 году Соединенные Штаты завладели богатой территорией Луизианы, совершенно не считаясь и в данном случае с исконными правами индейцев. Новая территория составляла около 2,6 миллиона квадратных километров, то есть почти треть всей теперешней территории Соединенных Штатов без Аляски. Она была расположена к западу от Миссисипи и простиралась от Мексиканского залива до Канады, а на запад — до Скалистых гор. Это огромное пространство чуть ли не самой плодородной земли в мире с колоссальными природными богатствами обошлось Соединенным Штатам приблизительно по четыре цента за акр. Вся эта операция больше походила на грабеж, чем на покупку, и хитрый Наполеон бесспорно понимал это.
Конституция Соединенных Штатов не предусматривала возможности расширения территории страны путем покупки, но президент Джефферсон, не смущаясь, пошел на натяжки в истолковании конституции, чтобы приспособить ее к создавшемуся положению. Покупка Луизианы вызвала в Соединенных Штатах серьезные политические разногласия. Рабовладельцы превозносили эту покупку как огромное достижение, так как перед ними открылась возможность распространить рабовладельческую систему на целый новый мир. Купцы же и промышленники Новой Англии по этой же причине резко осуждали покупку и затевали заговоры, намереваясь выйти из федерации. Но это были лишь приступы «несварения желудка», вызванного тем, что Соединенные Штаты проглотили слишком огромный кус, и, оправившись от этих приступов, молодая и сильная капиталистическая страна уже точила зубы на новую территорию.
Такой территорией оказалась Флорида. Этот полуостров был открыт в 1513 году Понсе де Леоном и на этом основании захвачен Испанией. Но в 1819 году Испания, ослабленная революциями, происходившими во всех частях ее огромной колониальной империи, вынуждена была уступить эту очень важную для нее колонию, площадью 152 тысячи квадратных километров, поселенцам, двигавшимся из Соединенных Штатов. Последние явно решили завладеть Флоридой и без согласия Испании; об этом можно было судить хотя бы до тому, что они применили ту же тактику, какую проводили впоследствии в Техасе и Калифорнии: они устроили во Флориде две «революции» 3, а в 1811 году оккупировали ее и до сих пор владеют этой территорией. Испания вынуждена была оставить Флориду после того, как Соединенные Штаты выплатили 5 миллионов долларов для удовлетворения претензий некоторых крупных испанских землевладельцев. Это был типичный пример «продажи под дулом револьвера»; такой метод молодые и агрессивные Соединенные Штаты, которыми правили купцы, промышленники и плантаторы, широко применяли как по отношению к соперничавшим с ними странам, обладавшим большими земельными богатствами, так и по отношению к индейцам. Англия ожесточенно сопротивлялась захвату Флориды.
Орегон вначале представлял собой огромную территорию, приблизительно в 742 тысячи квадратных километров, простиравшуюся на север от сорок второй параллели и на запад от Скалистых гор до Тихого океана. В него входили нынешние штаты Орегон, Вашингтон, Айдахо и частично Монтана и Вайоминг. В разное время Орегоном стремились завладеть Испания, Россия, Англия и Соединенные Штаты. Особенно настойчиво претендовала на эту огромную территорию Англия на том основании, что Орегон был открыт в XVI веке английским пиратом адмиралом Дрейком, а в дальнейшем там побывали другие английские путешественники. Но Соединенные Штаты требовали весь Орегон себе, ссылаясь на то, что Льюис и Кларк прибыли туда по суше в 1806 году, а позднее там обосновалось несколько торговцев пушниной. Американцы облекли свое требование в агрессивную форму, выдвинув лозунг; «Параллель пятьдесят четыре — сорок, или война». Требуемой ими параллели 54° 40' они не получили, воевать им тоже не пришлось, и все же победа досталась им. Им удалось вытеснить Англию и установить западную границу между Соединенными Штатами и Канадой от Тихого океана до Великих озер, там, где она проходит и теперь. Таким образом молодая и предприимчивая капиталистическая республика приобрела еще один район, площадь которого составляла пять шестых первоначальной площади тринадцати основных штатов.
РАЗДЕЛ МЕКСИКИ
Читать полностью
https://www.phantastike.com/history/essay_political_history/djvu/view/
|