УИЛЬЯМ 3. ФОСТЕР
ОЧЕРК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ АМЕРИКИ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
8. Революция в Западном полушарии - 160
Революция в английских колониях—165.
Ход революции—169. Расстановка классовых сил в революции — 173.
Революция в Гаити — 178.
9. Революция в Западном полушарии (продолжение) - 183
Революция в испанских колониях — 183.
Начало революции— 187.
Революционная война — 191.
Освободительное движение в Бразилии — 198.
Восстание в Канаде — 203.
8. РЕВОЛЮЦИЯ В ЗАПАДНОМ ПОЛУШАРИИ
Начиная с последней четверти XVIII века на протяжении примерно 60 лет Северная, Центральная и Южная Америка пережили целый ряд политических переворотов. Эти колониальные национально-освободительные революции происходили несколькими волнами и охватили все основные колонии Англии, Франции, Испании и Португалии на континенте (кроме Гвианы и не имевшей ясных границ Луизианы). Первым из этих массовых восстаний была революция 1776—1783 годов в тринадцати колониях Англии; за ней последовала революция рабов во французской колонии Гаити в 1790—1803 годах. Затем в 1809—1825 годах происходили имевшие серьезные последствия революции во всех испанских колониях на континенте — от Мексики до Аргентины. Одновременно в португальской Бразилии возникло движение, которое привело в 1822 году к установлению независимости этой прежней португальской колонии. И, наконец, недовольство населения Канады привело к восстанию 1837 года
Политические перевороты в отдельных странах слились в одну общую революцию в Западном полушарии. В своей совокупности они представляли собой самое широкое революционное движение, известное тогдашнему миру. Они растянулись во времени больше чем на полстолетие, а территориально охватили весь Новый Свет, причем в разных странах они подготовлялись и проводились под самыми различными лозунгами и в совершенно различных экономических и политических условиях; в руководстве ими и в массовых боях участвовали различные классовые силы. Иными словами, каждая революция имела свои национальные особенности, соответствовавшие конкретным условиям жизни народов и стран, где эти революции протекали. Например, борьба тринадцати колоний против промышленной Англии отличалась от борьбы, развернувшейся в Гаити против феодальной Франции. Тем не менее все эти революции были по существу родственны между собой в своих основных чертах и по своим основным политическим целям. Характерно и то, что восставшие колонии проявляли большую взаимную отзывчивость и стремление помочь друг другу. Так, революционеры Гаити помогали Боливару в Венесуэле, когда его положение оказалось самым критическим, и успех революции в испанских колониях казался чрезвычайно сомнительным; разбросанные испанские колонии помогали друг другу в длительной и ожесточенной революционной борьбе; население Соединенных Штатов, успешно завершив революцию, проявило дружественное сочувствие к борющимся народам Латинской Америки и оказывало им широкую поддержку. Короче говоря, революции в различных странах Америки представляли собой составные части одного общего движения. Существом этого великого движения было революционное наступление на феодальную систему. Это была широкая всеамериканская буржуазная, то есть капиталистическая революция.
Революция в Западном полушарии была частью развивавшейся в то время великой мировой капиталистической революции. В ту эпоху силы капитализма, стремясь разорвать сковывавшие их экономические и политические путы средневековья, вели борьбу с разлагавшимся феодализмом. Уже произошла революция 1642—1688 годов в Англии; одновременно с развитием широкого революционного движения за независимость в Западном полушарии победно прокладывала себе путь великая Французская революция 1789—1794 годов. Капиталистические революции назревали и в других европейских странах. Одинаковые по своей природе, эти капиталистические революции в Старом и Новом Свете оказывали друг на друга мощное и благотворное воздействие. Они заимствовали одна у другой революционные принципы и программы, а отдельные их участники вступали в революционные армии других стран. Таким образом, все революции, происходившие в Западном полушарии между 1776 и 1837 годами, представляли собой неотделимую часть развернувшейся повсюду борьбы класса капиталистов за разгром феодализма и за утверждение своего господства над миром.
Революции в американских колониях не вспыхивали вдруг, сами по себе, именно в тот момент, когда данная колония открыто рвала с метрополией. Наоборот, они вызревали долго. Им предшествовали бесчисленные восстания чернокожих рабов, восстания индейцев-пеонов и вообще политические выступления различных народов Америки. Революции были вызваны нестерпимым колониальным угнетением масс, а также неодолимыми усилиями рождавшейся в борьбе новой капиталистической системы. С самого завоевания Америки английские, французские, испанские и португальские властители колоний жестоко подавляли всякую, даже мирную попытку трудящихся масс добиться свободы и сносных условий жизни. Поэтому у колониальных народов не оставалось иного выхода, кроме насильственного свержения этой губительной и реакционной власти. Вся обстановка нагляднейшим образом подтверждала справедливость сформулированного Марксом революционного принципа, что никогда еще в истории господствующий класс не уступал своих прерогатив поднимающемуся революционному классу без ожесточенного сопротивления всеми своими силами. Говоря словами Сталина: «...революция, смена одного общественного строя другим, всегда была борьбой, борьбой мучительной и жестокой, борьбой на жизнь и смерть» *.
* И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 10, стр. 608.
Волна революций, прокатившаяся по всему американскому континенту, была не просто выражением возмущения народов, вызванного нестерпимыми экономическими и политическими условиями жизни, хотя это возмущение и лежало в основе развернувшейся борьбы. Американские революции являли собой прежде всего наступательное движение, мощное усилие подымающегося класса, стремившегося утвердить свою волю и установить в мире новый порядок под своим господством. Этот новый общественный строй — капитализм — несмотря на то, что он нес с собой угнетение, войны и варварскую эксплуатацию трудящихся масс, означал крупный шаг вперед по сравнению с феодализмом. В своей тяжкой борьбе на пути от дикости к социализму человечество поднялось еще на одну ступень.
Однако революция в Америке отнюдь не была «чисто» капиталистической революцией. Она сохраняла многие ярко выраженные черты феодализма, в недрах которого зарождалась новая, капиталистическая система. Страны Западного полушария, в которых назревала революция, находились на совершенно различных уровнях экономического и политического развития. Это наложило свой отпечаток и на характер национальных революций в различных странах. Так, например, в тринадцати английских колониях, исторически связанных с промышленной Англией, революция носила наиболее ярко выраженный буржуазный характер; в странах же Латинской Америки, находившихся под владычеством феодальной Испании, Португалии и Франции, развитие революции тормозилось характерными чертами феодализма. Например, в Бразилии и Перу революция, по существу, привела лишь к завоеванию национальной независимости, а вся власть осталась в руках прочно укрепившихся феодальных землевладельцев. Таким образом, в силу различий в экономических и политических условиях не только программы, но и результаты революции в различных колониях были совершенно различны.
Основным требованием революции повсюду была национальная независимость. Это было лозунгом всех колоний и основой всех прочих требований. Воскликнув в законодательном собрании Виргинии: «Дайте мне свободу или смерть!»,— Патрик Генри выразил чувства не только населения тринадцати английских колоний, но и всех народов Западного полушария. Важнейшей, великой задачей всех этих народов и особенно подымающегося класса капиталистов было освобождение от ига иностранных угнетателей, паразитических европейских правительств и правящих классов, сосавших кровь из американских колоний. Вокруг требования национальной независимости шла широчайшая мобилизация освободительных сил во всех колониях.
Наряду с основной задачей завоевания национальной независимости перед революцией в Западном полушарии стояли и многие другие, связанные с этим коренные и неотложные задачи. В числе их можно назвать задачи установления в Новом Свете политической демократии, уничтожения средневековых ограничений, сковывавших промышленность и торговлю, отмены рабства и пеоната, более справедливого распределения земли и отделения церкви от государства. В одних восставших колониях этим элементарным буржуазным требованиям и программам придавалось большее значение, в других — меньшее, и осуществлялись они также с неодинаковым успехом.
В разных колониях различные общественные классы играли в национальной революции неодинаковую роль. В североамериканских колониях Англии, отличавшихся более высоким уровнем развития промышленности, решающую роль играли купцы, плантаторы, фермеры и зарождавшийся рабочий класс; в Латинской Америке, наоборот, господствующей классовой силой были крупные землевладельцы; что касается Гаити, то там массы рабов сами руководили революцией и добились успеха. Разумеется, повсюду трудящиеся массы составляли боевые силы революции.
Характерной чертой всеамериканской революции в целом было то, что ею руководили иммигранты из других стран и их потомки. В этом смысле всеамериканская колониальная революция отличалась от нынешних революций в Азии, совершаемых коренным населением азиатских стран. Европейским державам, эксплуатирующим густонаселенные страны Дальнего Востока, не удалось превратить их в свои колонии, и они ограничились тем, что засылали туда сравнительно небольшие отряды эксплуататоров для ограбления широчайших масс местного населения. В настоящее время происходит свержение именно этой клики иностранных эксплуататоров. В Америке дело обстояло иначе. Ввиду сравнительно небольшой плотности местного населения многих районов завоевателям приходилось ввозить в американские колонии в качестве рабочих множество иммигрантов, в том числе и черных рабов. Европейские властители понимали, что созданные таким образом новые колониальные народы представляют собой источник революционной опасности, и не щадили усилий, чтобы путем жесточайшей дискриминации обречь их на полное политическое бессилие. Однако в конечном счете эта политика массовой колонизации не оправдала надежд метрополий, так как руководителями революции во всех странах Западного полушария оказались именно иммигранты и их потомки. Поэтому всеамериканская революция 1776—1837 годов обладала специфическими чертами, коренным образом отличающими ее от революций на Дальнем Востоке. Американские индейцы не могли возглавить эту по существу капиталистическую революцию даже в тех странах, где они составляли значительную часть населения, так как они только еще расставались с первобытным общинно-племенным строем. Тем не менее в тех странах и в тех случаях, когда выдвигались требования в защиту их интересов, индейцы принимали активное участие в революционной борьбе.
Читать полностью
https://www.phantastike.com/history/essay_political_history/djvu/view/
|