Коцюбинский Михаил Михайлович [5(17).9.1864, Винница, — 12(25).4.1913, Чернигов], украинский писатель, общественный деятель, революционный демократ.
Родился в семье мелкого чиновника. В 1880 окончил Шаргородское духовное училище. За связь с народовольцами был в 1882 арестован, а после освобождения взят под надзор полиции. Учительствовал, работал статистиком. Печататься начал в 1890.
В своих общественно-политических, философских и эстетических взглядах Коцюбинский прошёл сложный путь от либерального народничества и культурничества к революционно-демократическому мировоззрению, проявляя глубокий интерес к марксизму.
Со 2-й половины 90-х гг. Коцюбинский выходит в своём творчестве за рамки национально-крестьянского быта, запечатлевая жизнь различных слоев буржуазного общества. Основные произведения Коцюбинского — повесть "Fata morgana" (ч. 1—2, 1904—10) и др. произведения, написанные в 1904—1912, — дают широкую панораму событий периода Революции 1905—1907 и наступившей затем реакции. Писатель рисует картины народной расправы над угнетателями, рождение новой деревни, собирающей вместе с рабочим классом силы для революционного натиска. Он показал в своих новеллах истерзанную погромами городскую провинцию ("Смех", "Он идёт", обе — 1906), гневное брожение в народе ("Как мы ездили в Криницу", 1908, "Что записано в книгу жизни", 1911), героев революционного подполья, противопоставленных ренегатам ("В дороге", "Неизвестный", 1907, "Сон", 1911), отвратительные маски реакции ("Persona grata", 1908, "Подарок на именины", 1912); страстно изобличал декадентов как "мародёров революции" в искусстве ("Intermezzo", 1909), либералов как пособников реакции ("Кони не виноваты", 1912). Торжествующим гимном всепобеждающей правде жизни прозвучала повесть "Тени забытых предков" (1912).
В историю украинской литературы Коцюбинский вошёл как художник революции, оказавший большое влияние на развитие украинской советской прозы (А. Головко, А. Довженко, Ю. Яновский, О. Гончар и др.). М. Горький, с которым Коцюбинский был близко знаком, высоко ценил его творчество. Произведения Коцюбинского переведены на многие языки мира. По произведениям Коцюбинского созданы фильмы "Кровавый рассвет" (1957), "Кони не виноваты" (1957), "Дорогой ценой" (1958), "Тени забытых предков" (1965). Коцюбинскому посвящены два литературно-мемориальных музея — в Виннице (1927) и в Чернигове (1935).
Соч.: Твори, т. 1—6, К., 1961—62; в рус. пер. — Сочинения, т. 1—4, М., 1965.
Лит.: Горький М., М. М. Коцюбинский, Собр. соч., т. 14, М., 1951; Иванов Л., Михаил Коцюбинский. Критико-биографический очерк, М., 1956; Коцюбинская-Ефименко З., М. М. Коцюбинский. Мастерство писателя, М., 1959; Колесник П., Коцюбинський — художник слова, К., 1964; Калениченко Н., Великий сонцепоклонник, К., 1967; Франко I., З останнix десятилiть XIX в. Лiтературнокритичнi статтi, К., 1950; Костенко М., Художня майстернicть М. М. Коцюбинського, К., 1961; Грицюта М., М. Коцюбинський i народна творчicть, К., 1958; М. Коцюбинський. Бiблioграфiчний покажчик. К., 1964.
П. И. Колесник.
Большая советская энциклопедия